1 Один из самых замечательных русских писателей XX века – Михаил Михайлович Зощенко. Отец
его был художник; из дворян. Жили они в Петербурге. Когда началась
первая мировая война, Зощенко – еще не писатель, а студент юридического
факультета Петербургского университета – в 1915 году отправился
добровольцем на фронт. Он так отважно
воевал, что получил несколько орденов. На одном из них – ордене св. Анны
4-й степени – была надпись «За храбрость». Друзья
молодости считали Зощенко человеком биологической храбрости. В. А.
Каверин, будущий автор «Двух капитанов» (об этом замечательном романе
для подростков у нас когда-нибудь еще пойдет речь), рассказывал мне, как
однажды шли они, несколько молодых людей, по ночному Петрограду (так
переименовали в начале войны с Германией Петербург – чтобы заменить
данное Петром Великим немецкое слово «бург» славянским «град»). И
навстречу им кинулся человек с ножом. Все оцепенели. Один Зощенко шагнул
навстречу и мгновенно обезоружил его. 2 Прославился
Зощенко почти с самых первых своих литературных шагов. Маленькие
сборники его рассказов выходили огромными тиражами. Люди раскупали их,
чтобы читать в поезде, на отдыхе. Его имя было известно решительно всем в стране. Так и говорили про какой-нибудь комический случай: «Ну, это просто Зощенко!» А
ведь тогда не было ни телевидения, ни разнообразного пиара. Зощенко
достиг этой славы исключительно своим литературным талантом. И ловкие
молодые люди, ухаживая за барышнями, выдавали себя за Зощенко – это имя
магическим образом вело их к успеху. А потом Зощенко получал письма от
этих барышень с упреками в вероломстве – «Как же так – у нас с вами на
теплоходе было все так чудесно, вы обещали звонить...» А он и не был ни
на каком теплоходе. 3 Его рассказы были настолько смешные, что сам автор, как признавался он много позже, безудержно смеялся над ними во время работы. «Уже
первые строчки смешат меня. Я смеюсь. Смеюсь все громче и громче.
Наконец хохочу так, что карандаш и блокнот падают из моих рук... В стену
стучит сосед. Он бухгалтер. Ему завтра рано вставать. Я мешаю ему
спать. Должно быть, я его разбудил. Досадно. Я кричу: – Извините, Петр Алексеевич... Снова
берусь за блокнот. Снова смеюсь, уже уткнувшись в подушку.
...Переписывая, я продолжаю тихонько смеяться. А завтра, когда буду
читать этот рассказ в редакции, я уже смеяться не буду. Буду хмуро и
даже угрюмо читать». И как,
действительно, можно не смеяться над Петюшкой Ящиковым, который попал в
не очень-то приятную историю по причине... Впрочем, сейчас сами поймете,
по какой причине. Грубоватый, далеко не
литературный язык рассказов близок к уровню образования и культуры
этого самого Петюшки и его компании. Так, конечно, еще смешней.
Отношение автора к этому языку вполне понятно. Вот
герой рассказа «Операция» размышляет – то ли сразу после работы ехать
на «глазную» операцию (удалять ячмень), то ли заехать домой? «"Дело
это хотя глазное и наружное, и операция, так сказать, не внутренняя, но
пес их знает – как бы не приказали костюм раздеть. Медицина – дело
темное. Не заскочить ли в самом деле домой – переснять нижнюю рубаху?" Побежал Петюшка домой. Главное
– что докторша молодая. Охота было Петюшке пыль в глаза ей пустить –
дескать, хотя снаружи и не особо роскошный костюм, но зато, будьте
любезны, рубашечка – чистый мадеполам. Одним словом, не хотел Петя врасплох попасть». Приходит он в больницу. И вот доктор ему говорит: «Снимите сапоги и ложитесь на этот операционный стол. Петюшка даже слегка растерялся. "То
есть, – думает, – прямо не предполагал, что сапоги снимать. Это же
форменное происшествие. Ой-ей, – думает, – носочки-то у меня
неинтересные. Если не сказать хуже"». Начал Петюшка все-таки свою китель сдирать, чтоб, так сказать, уравновесить другие нижние недостатки. Докторша говорит: – Китель оставьте трогать. Не в гостинице. Снимите только сапоги». Далее Петюшка так объясняет ей ситуацию: «Прямо, –
говорит, – товарищ докторша, не знал, что с ногами ложиться. Болезнь
глазная, верхняя – не предполагал. Прямо, – говорит, – товарищ докторша,
рубашку переменил, а другое, извиняюсь, не трогал. Вы, – говорит, – на
них не обращайте внимания во время операции. Докторша, утомленная высшим образованием, говорит: – Ну, валяй скорей. Время дорого. Так и резала ему глаз. Режет и хохочет. На ногу посмотрит и от смеха задыхается. Аж рука дрожит». Давненько, видно, Петя не менял свои носочки. В
общем, находите сборник рассказов Зощенко и читайте дома прямо вслух.
Не только вам, а всем в вашей семье будет интересно послушать. 4 У
Зощенко немало рассказов для детей. Одни – для самых маленьких.
Например – «Глупая история». Ее можно читать хоть в три, четыре, в пять
лет. А там уж у кого какой вкус. Даже и в десять лет забавно, по-моему,
почитать. «Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но
мама считала его совсем крошечным ребенком. Она кормила его с ложечки,
гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его». Вот однажды Петя
проснулся, мама «одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя
вдруг упал». И так он падал три раза подряд, и тогда мама испугалась и
позвонила папе на службу, чтоб скорей приезжал – их сын «на ножках
стоять не может. Вот папа приезжает и говорит: – Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтоб он у нас падал. И он моментально ставит мальчика на ковер. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит: – Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся». Но доктор не мог понять, в чем дело, и решили звонить профессору. «...А в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит: – А я знаю, почему у вас Петя падает. Доктор говорит: – Глядите, какой нашелся ученый карапуз – он лучше меня знает, почему дети падают. Коля говорит: – Поглядите, как у вас Петя одет». А дальше – самое интересное. Просите родителей взять детские рассказы Зощенко – и читайте, пока не выросли. 5 Когда
же подрастете лет до семи-восьми или до десяти-двенадцати, тоже еще не
поздно, – берите сборник его рассказов, который называется «Леля и
Минька». Они автобиографичны – то есть писатель рассказывает
запомнившиеся ему истории из собственного детства. Когда
он был маленький и чем-нибудь заболевал, родители буквально засыпали
его подарками. «А я почему-то очень часто хворал. Главным образом
свинкой или ангиной. А моя сестренка Леля почти никогда не хворала». И
вот однажды она заявила, что нечаянно проглотила биллиардный шарик. «Я
держала его во рту, и он у меня через горло провалился вовнутрь». «Леля
легла на диван и стала охать». Пришли родители, мать испугалась, стала
плакать, спрашивать, что она чувствует. «И Леля сказала: – Я чувствую, как шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щекотно и хочется какао и апельсинов». И
тут у нее из кармана передника выпадает шарик. Тогда отец, уже
собравшийся бежать за врачом, догадывается пересчитать шарики. Все на
месте... «Мама сказала: – Это ненормальная или даже сумасшедшая девочка. Иначе я не могу ничем объяснить ее нелепый поступок! Папа нас никогда не бил, но тут он дернул Лелю за косичку и сказал: – Объясни, что это значит! Леля захныкала и не нашлась, что ответить». И
вот, делится с нами автор этого детского рассказа, «представьте себе
дети, прошло тридцать лет!» И он припомнил это событие, стал об этом
думать. «И мне показалось, что Леля
обманула родителей совсем не для того, чтобы получать подарки, которые
она и без того имела. Она обманула их, видимо, для чего-то другого». И вот он едет в Симферополь к своей сестре, напоминает историю с шариком и спрашивает, зачем она это сделала. И Леля, у которой было уже трое детей, «покраснела и сказала: –
Когда ты был маленький, ты был такой славненький, как кукла. И тебя все
любили. А я уже тогда выросла и была нескладная девочка. И вот почему я
тогда соврала, что проглотила бильярдный шарик, – я хотела, чтоб и меня
так же, как тебя, все любили и жалели, хотя бы как больную. И я ей сказал: – Леля, я для этого приехал в Симферополь. И я поцеловал ее и крепко обнял. И дал ей тысячу рублей. И она заплакала от счастья, потому что она поняла мои чувства и оценила мою любовь». Потом он дал еще деньги «на кино и конфеты» ее детям – своим племянникам. «...И сказал им: –
Глупые маленькие сычи! Я дал вам это для того, чтобы вы лучше запомнили
переживаемый момент, и для того, чтобы вы знали, как вам надо в
дальнейшем поступать. На другой день я
уехал из Симферополя и дорогой думал о том, что надо любить и жалеть
других, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда
какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает,
становится прекрасно на душе». 6 Его
жизнь разделилась как бы на две части. Слава и уважение сменились
огромной несправедливостью, которые допустил по отношению к нему
единолично и жестоко управлявший страной Сталин. Его не только
совершенно перестали печатать (а в советское время для этого достаточно
было отдать приказ с самого верху – и любое издательство шарахалось от
такого писателя как от зачумленного), но даже отняли «хлебные карточки» –
в прямом смысле слова оставили без хлеба. И многие добрые знакомые
перестали узнавать его на улице – чтоб не навлечь на себя неприятности. А
другие – как, например, автор «Двух капитанов» Каверин – регулярно
посылали ему деньги. Потом умер Сталин,
ситуация стала полегче. Но горькое чувство в душе Михаила Михайловича
осталось: он увидел многих людей с неприглядной стороны. Свидетель
разговора Самуила Яковлевича Маршака с Зощенко рассказал мне, как
Маршак стал было его мягко укорять – что же Вы, Михаил Михайлович, не
пришли вчера туда-то? Там были хорошие люди... И тогда оба они услышали
тихий голос Михаила Михайловича: «Хорошие люди, Самуил Яковлевич, хороши
в хороших ситуациях, в плохих – плохи, а в ужасных – ужасны». А ведь он-то всю жизнь старался научить людей вести себя благородно – всегда. В любой ситуации. |