Вопрос: Добрый
день! Читая книгу Саши Соколова "Школа для дураков" столкнулась с очень
интересным явлением: две-три страницы написаны совершенно без знаков
препинания, одним большим предложением. Можно ли это назвать какой-либо
стилистической фигурой?
Ответ:
Я не знаю, как назвать этот
художественный приём; скорее всего, общепринятого термина не существует,
как и для множества разнообразных приёмов в современной литературе.
Однако мне захотелось дать комментарий к Вашему вопросу.
Прежде всего, подчеркну, что мы имеем здесь дело с графическим явлением, со способом оформления текста
(подобно курсиву или скобкам в этой моей фразе). «Фигурами» же или
«фигурами красноречия» ещё с античности назывались художественные
приёмы, относящиеся к построению мысли (например, гипербола, антитеза) или к словесному её выражению (например, инверсия, эллипсис).
Игры литераторов с графическим
представлением своих текстов — сравнительно недавнее явление. Пунктуации
современного типа в европейской литературе античности и средневековья
не существовало, да и других графических игр с текстом почти не было. В
ХХ веке всё изменилось: многие поэты, пишущие на разных языках,
обходятся без знаков препинания. Среди причин могут называть
«освобождение» поэзии от сковывающих правил, сохранение множественности
прочтений текста или несоответствие пунктуации богатству поэтической
интонации. В повести «Школа для дураков» Саши Соколова мы имеем дело с
другим случаем: часть текста написана со знаками препинания, часть —
лишена точек и запятых. Этот прием играет важную роль в произведении.
Повествователь находится в постоянном внутреннем диалоге, пожалуй,
страдает раздвоением личности, и эти личности читателю трудно разделить.
В те моменты, когда два этих повествователя уже совершенно смешиваются,
не прерывая диалога, писатель вообще отказывается от знаков препинания.
Получается, что отказ от знаков препинания помогает передать поток сознания
— приём, который часто встречается в литературе с конца XIX века —
например, в «Улиссе» Джеймса Джойса или в «Шуме и ярости» Уильяма
Фолкнера. Я вспомнил эти произведения потому, что в книге Фолкнера
повествование ведётся от лица умственно неполноценного персонажа, а в
романе Джойса целые страницы лишены знаков препинания. На фоне этих
текстов, изданных в 1920-е годы, некоторые художественные приемы в
повести «Школа для дураков» (впервые опубликована в 1976 г.) выглядят не
так уж оригинально. Однако это не умаляет достоинств замечательного
произведения Саши Соколова.
|