Суббота, 23.11.2024, 00:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Знаки препинания — взять и отменить?
Вопрос: Добрый день! Читая книгу Саши Соколова "Школа для дураков" столкнулась с очень интересным явлением: две-три страницы написаны совершенно без знаков препинания, одним большим предложением. Можно ли это назвать какой-либо стилистической фигурой?

Ответ:

Я не знаю, как назвать этот художественный приём; скорее всего, общепринятого термина не существует, как и для множества разнообразных приёмов в современной литературе. Однако мне захотелось дать комментарий к Вашему вопросу.

Прежде всего, подчеркну, что мы имеем здесь дело с графическим явлением, со способом оформления текста (подобно курсиву или скобкам в этой моей фразе). «Фигурами» же или «фигурами красноречия» ещё с античности назывались художественные приёмы, относящиеся к построению мысли (например, гипербола, антитеза) или к словесному её выражению (например, инверсия, эллипсис).

Игры литераторов с графическим представлением своих текстов — сравнительно недавнее явление. Пунктуации современного типа в европейской литературе античности и средневековья не существовало, да и других графических игр с текстом почти не было. В ХХ веке всё изменилось: многие поэты, пишущие на разных языках, обходятся без знаков препинания. Среди причин могут называть «освобождение» поэзии от сковывающих правил, сохранение множественности прочтений текста или несоответствие пунктуации богатству поэтической интонации. В повести «Школа для дураков» Саши Соколова мы имеем дело с другим случаем: часть текста написана со знаками препинания, часть — лишена точек и запятых. Этот прием играет важную роль в произведении. Повествователь находится в постоянном внутреннем диалоге, пожалуй, страдает раздвоением личности, и эти личности читателю трудно разделить. В те моменты, когда два этих повествователя уже совершенно смешиваются, не прерывая диалога, писатель вообще отказывается от знаков препинания.

Получается, что отказ от знаков препинания помогает передать поток сознания — приём, который часто встречается в литературе с конца XIX века — например, в «Улиссе» Джеймса Джойса или в «Шуме и ярости» Уильяма Фолкнера. Я вспомнил эти произведения потому, что в книге Фолкнера повествование ведётся от лица умственно неполноценного персонажа, а в романе Джойса целые страницы лишены знаков препинания. На фоне этих текстов, изданных в 1920-е годы, некоторые художественные приемы в повести «Школа для дураков» (впервые опубликована в 1976 г.) выглядят не так уж оригинально. Однако это не умаляет достоинств замечательного произведения Саши Соколова.
Категория: ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | Добавил: admin (16.05.2012)
Просмотров: 1239 | Теги: русский язык в вопросах и ответах, русская словесность, русский язык в школе, интересный русский язык, слово о словах, МО учителей русского языка | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0