Вопрос: В Интернете очень мало информации по
жестовым языкам (я имею в виду не невербальную семиотику, а языки
глухих), я так и не смог разобраться в некоторых вопросах...
Как вообще устроены ЖЯ? Я имею в виду грамматику. Например, синтаксис —
какой он? Есть ли словообразование и словоизменение? Где-то говорится,
что «слова» языка глухих не имеют грамматической формы, а выражают
только само понятие; как тогда слова связываются синтаксически?
Я читал, что в языках глухих жесты не абстрактны, в отличие от слов из
языков слышащих, а всегда изображают то, что обозначают. Как тогда
появляются жесты для слов вроде «иметь», «красный» и т. п. (ведь нельзя
же обходиться в общении без таких понятий)?
Ответ: Попробую коротко ответить на все Ваши вопросы.
Конечно, трудно запросто ответить на вопрос «как вообще устроены ЖЯ»,
какая в них грамматика — про это за последние 50 лет написаны сотни
книг и тысячи статей. Главное, что грамматика в ЖЯ несомненно есть, и во
многом она похожа на грамматики «звуковых» языков, хотя есть и заметные
отличия. К важным отличиям относится активное использование
пространства, а также наличие нескольких артикуляторов (две руки + лицо,
которое тоже играет важную грамматическую роль), и иконичность жестов
(см. ниже). К сожалению, в настоящее время не существует книг на русском
языке, в которых можно было бы почитать про грамматику ЖЯ в современном
представлении. Однако, очень много материалов про ЖЯ, особенно про
русский жестовый язык можно найти на сайте signlang.ru. Вообще я очень советую заглянуть на этот сайт всем, кто интересуется ЖЯ.
Синтаксис большинства ЖЯ во многом похож на синтаксис хорошо
изученных звуковых языков. Так, некоторые глаголы согласуются с
подлежащим и дополнением. Правда, для согласования используются не
традиционные категории лица и числа, а локусы.
Референты (то есть участники описываемого события) размещаются в
виртуальном пространстве перед говорящим, и те точки, с которыми
ассоциируются референты, называются локусы. Глагол изменяет форму таким
образом, что движение в нём производится от локуса подлежащего к локусу
дополнения. Например, в глаголе «дать» движение будет направлено от
того, кто даёт, к тому, кому что-то дают. Для многих ЖЯ описан порядок
слов, а также факторы, которые на него влияют. Таким образом, в ЖЯ
несомненно есть синтаксический уровень.
В
ЖЯ бывает и словообразование, и словоизменение. Примером
словообразования может послужить регулярное отношение между некоторыми
существительными и глаголами, описанное на материале Американского ЖЯ
(АЖЯ). В АЖЯ многие глаголы и существительные похожи по форме (например,
«стул» (слева) и «сидеть» (справа), «нож» и «резать
ножом»), но различаются некоторыми аспектами движения. Таким образом
изменение в движении в данном случае можно считать словообразовательным
показателем. Примером словоизменения может служить множественное число
существительных, которое во многих ЖЯ выражается или повторением
движения жеста, или использованием двух рук вместо одной. Другие
грамматические категории, которые присутствуют во многих ЖЯ — это
глагольный вид, отрицание и т. д. Таким образом, мнение о том, что слова
в ЖЯ не имеют грамматической формы, явно ошибочно.
Жесты в жестовых языках часто являются иконичными, то есть между формой жеста и формой предмета, к которому он относится, есть
очевидная связь. Например, жест «кошка» в РЖЯ изображает усы, а жест
«шапка» изображает процесс надевания шапки. И это неудивительно, ведь
жестовые языки происходят из жестикуляции или пантомимы. Однако, как Вы
правильно заметили, не все понятия являются конкретными, такими, что их
можно изобразить. Поэтому не все жесты являются иконичными. Однако даже в
области абстрактной лексики у жестов часто понятная мотивация. Так,
жест «красный» во многих жестовых языках — это указание на губы. А жест
«думать» во многих жестовых языках будет выполняться в области лба. Но
есть и жесты, значение которых никак не связано с формой (или, по
крайней мере, мы не знаем о такой связи). Происхождение конкретных
жестов — это сложный вопрос. Часть жестов возникают из жестикуляции и
пантомимы, часть жестов придумываются глухими, когда они сталкиваются с
понятиями, для которых не было жеста, какие-то жесты вводятся учителями в
школах для глухих.