Ведь как бывает? Сотворишь что-нибудь в
жизни – хорошее или плохое, – а потомки возьмут да и назовут твоё деяние
твоей же фамилией! И ну начнут её склонять!
«Трапеза»! Согласитесь, звучит торжественно и красиво! Если уж трапезничать, так это не просто есть, а скорее вкушать пищу!
А прилагательное «затрапезный»? Оно явно имеет оттенок заношенности, будничности и повседневности! Как же так?
Дело в том, что «трапеза» происходит от
греческого слова «стол». А «затрапезный» от фамилии фабриканта
Затрапезнова, производившего дешёвую грубую пёструю ткань – затрапезу!
Оставить истории свою фамилию в
словосочетании «затрапезный вид» – согласитесь, не слишком большая
честь! Но это ещё куда ни шло! Бывают случаи и пострашнее!
Человеку по имени Жозеф Игнас Гильотен
не позавидовали бы даже завистливые люди. Гильотен мечтал о славе самого
известного врача Франции. Мечты действительно сбываются! Он и стал
самым известным и, как его называли, «самым радикальным врачом»! Этот
месье изобрел механическое устройство для обезглавливания преступников,
получившее название «гильотина». Гильотен стремился облегчить участь
несчастных, считая, что гильотина обеспечивает им безболезненный переход
в мир иной.
Воистину благими намерениями вымощена дорога в ад!
Во времена Французской революции с
помощью изобретения Гильотена было обезглавлено 15 тысяч человек, в том
числе и король Людовик XVI, и его супруга Мария-Антуанетта.
Помните стихи Михаила Светлова?
Палача не охватит дрожь
(Кровь людей не меняет цвета), —
Гильотины весёлый нож
Ищет шеи Антуанетты.
В Марию-Антуанетту Гильотен был тайно
влюблён всю жизнь. Он чуть с ума не сошёл от мысли, что невольно
оказался причастен к гибели любимой женщины.
С тех пор как слово «гильотина» вошло в
обиход, Гильотен стал ненавидеть свою фамилию. Она казалась ему
чудовищной. Незадолго до смерти он обратился к властям наполеоновской
Франции с просьбой переменить название страшного приспособления для
казни. Его просьба была отклонена. Есть предположение, что тогда
Гильотен изменил свою фамилию.
Но есть и мирные, со всех точек зрения положительные примеры слов-фамилий.
Я слышала от многих людей, построивших
себе загородное жильё, что самое любимое место в доме у них мансарда.
Наклонные поверхности мансарды дают возможность фонтанировать идеями по
поводу её внутреннего убранства. Как правило, мансарда всегда оформлена
нестандартно. И приезжающие с ночёвкой гости, обойдя весь дом, заявляют о
своём желании спать именно в мансарде! Дескать, там романтично!
Трудно сказать, был ли французский архитектор Франсуа Мансар романтиком, но то, что деньги он умел считать хорошо, очевидно!
Цена на землю растёт не только в наши
дни! В XVII веке, а именно тогда жил Мансар, земля тоже дорожала.
Оставлять чердачное помещение тёмным и неотапливаемым было
расточительно! Вот сметливый француз и придумал единую конструкцию
помещения и высокой крыши – конструкцию лёгкую и экономичную!
Так что, если вы подумываете о строительстве дачного домика, не забудьте и о мансарде!
Английского дипломата, первого лорда
адмиралтейства Джона Монтегю Сэндвича, жившего в XVIII веке, мы вообще
вспоминаем чуть ли не каждый день.
Сэндвич – английское и общеевропейское
название бутербродов. И не важно, с чем они – с сыром, ветчиной или
рыбой. Главное, что вся эта снедь вместе с листиками салата, огурцами,
шпинатом и соусом спрятана внутри – между двумя кусочками булочки.
Сэндвич – это изобретение лорда Джона Монтегю.
Дело в том, что у этого достойного во
всех отношениях мужчины был один порок – лорд слыл страстным
картёжником. Он ни на минуту не отрывался от ломберного столика. А
есть-то хотелось! Вот и придумал изобретательный лорд удобный вид
бутерброда: ломтик ветчины или сыра между двумя ломтиками хлеба, чтобы
не пачкать рук!
Лорд Сэндвич мнил себя великим
государственным деятелем, но – вот они, гримасы земной славы, – в
истории остался как изобретатель закрытого бутерброда, что, на мой
взгляд, тоже совсем неплохо!
Отныне, приготавливая аппетитные сэндвичи, не забывайте мысленно поблагодарить высокородного лорда!
Если уж продолжать кулинарную тему, то
надо сказать, что вкусный десерт пралине – миндальные орехи, обжаренные в
сахаре, – и изысканный соус бешамель названы в честь французов –
маршала Плесси-Пралена и маркиза Бешамеля. Правда, эти господа ничем не
отличились, кроме того, что любили вкусно поесть и наняли искусных
поваров, имена которых история, увы, не сохранила.
Ну, теперь, я думаю, можно покинуть
кухню и перейти в гостиную. У меня есть замечательная вещица, оставшаяся
от деда, – брегет. Помните «Евгения Онегина»: «Пока недремлющий брегет
не прозвонит ему обед»?
В XIX веке мужчины непременно имели
пару таких часов – на каждой стороне по одному экземпляру. Не
приличествовало иметь часы иные, кроме как славного парижского мастера
Авраама-Луи Бреге. А они были не дешёвые!
В начале XIX века часы носили под
жилетом, а в середине – в наружном жилетном кармане. Цепочка брегета
крепилась к пуговице. Причём молодые люди держали часы в верхнем
кармашке, а с возрастом перемещали в нижний.
У Бреге были свои мастерские не только
во Франции, но и в Швейцарии. В 1801 году мастер вышел и на российский
рынок. Его часы носил, в частности, император Александр I.
Традиции и секреты Бреге сохранились до
наших дней. Часы марки «Брегет» сегодня носят многие российские
политики и высшие иерархи Русской православной церкви.
Не буду долго останавливаться на таких
словах, как «маузер», «наган», «браунинг» и «кольт»! Достаточно сказать,
что все это тоже фамилии – изобретателей и владельцев патентов на
изобретение.
Другое дело слово «силуэт»! Оно мне так
нравится! Силуэт… Изысканно звучит… Не правда ли? Я сразу вспоминаю
гениальные рисунки Модильяни, начертавшего силуэты великой Анны
Ахматовой… Сколько в этом поэзии!
Но теперь перейдём к прозаической биографии слова «силуэт».
Этьен Силуэт – французский финансист,
живший в XVIII веке. Этот месье прославился неимоверной скупостью! Он
экономил на всем чем можно и нельзя! Протестная реакция последовала
незамедлительно. Силуэтами стали называть всё дешёвое и
недоброкачественное. В частности, художники перестали пользоваться
многоцветной палитрой. Сделанные одной чёрной краской контуры и профили
также именовались силуэтами.
Как всё меняет время! Воображаю себе,
сколько могут стоить силуэты Ахматовой работы Модильяни! Да что там
говорить – они бесценны!
Бесценными бывают и советы. Особенно
те, что давала жена бога Юпитера Юнона. Одно из её прозвищ – Монета, что
значит «советчица».
Первый монетный двор в Риме был
учреждён при храме богини Юноны-Монеты. Отсюда и название металлических
денег, чеканившихся при храме.
Жаль, что такой женщины сегодня среди
нас нет. Она всегда знала, где добыть деньги, и подсказывала римлянам,
как разбогатеть. Те в благодарность стали чеканить деньги с изображением
Юноны– Монеты. |