Пятница, 22.11.2024, 23:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Оба сверстники

Вопрос: В 2008 году я был в 7 классе, в конкурсе «Русский медвежонок» было такое задание:  

23. Сравнивая двух футбольных тренеров — Гуса Хиддинка и Дика Адвоката, — телекомментатор сказал: «Оба известные специалисты, оба одержали немало побед, оба голландцы, оба сверстники». Какое выражение комментатора неправильно с точки зрения русского языка?
(А) оба известные специалисты;
(Б) оба одержали немало побед;
(В) оба голландцы; (Г) оба сверстники;
(Д) в словах комментатора всё правильно

Правильный ответ тут Г. Но почему? Интуитивно предполагаю, что надо было употребить ровесники. Не нашёл ни одного источника, подтверждающего разницу между словами сверстник и ровесник.

Ответ:

 Очень приятно, что Вы и после конкурса упорно продолжаете поиски ответа к нерешённым задачам. Спасибо за интересный вопрос. 

Ваше предположение, что ответ (Г) не подходит из-за слова сверстники и его надо заменить словом ровесники, неверно. Вы и сами чувствуете, что слова сверстник и ровесник — синонимы* и их сочетаемостные свойства тоже одинаковы, т. е. если заменить слово сверстники словом ровесники в ответе (Г), фраза останется неправильной. Дело тут в употреблении слова оба.

 Сказать оба специалисты, оба голландцы, а также оба молодые, оба старики, оба интересуются поэзией, оба любят шахматы, оба живут в Москве, оба не любят кошек и т. п. можно, а сказать (без добавления каких-либо слов) оба сверстники, оба ровесники, оба одноклассники, оба приятели, оба коллеги, оба братья и т. п. — нельзя. 

 Давайте разберёмся, в чём разница между этими двумя группами примеров.  

В первой группе слова обозначают какие-то независимые признаки, качества. Можно сказать: он специалист, он молодой, он интересуется поэзией и т. п. Если и другой тоже специалист, тоже молодой, тоже интересуется поэзией, можно объединить эти два выражения и использовать слово оба. 

Во второй группе представлены слова, обозначающие какое-то отношение к кому-то (свойство относительно кого-то): нельзя просто сказать *он сверстник, *он одноклассник, *он коллега и т. п, надо обязательно пояснить, по отношению к кому человек обладает таким свойством: он твой сверстник, он сверстник твоего отца, он мой одноклассник, он одноклассник Антона. Более того, слова, перечисленные во второй группе, называют симметричными: если Антон — сверстник Бориса, то Борис — сверстник Антона. Если мы хотим говорить об этом свойстве двух человек, достаточно сказать: Антон и Борис сверстники, Антон с Борисом сверстники, или просто они сверстники. Также и они ровесники, они одноклассники, они коллеги и т. п. Слово оба тут излишне и его употребление будет ошибкой. Если же предложение начинается так: Они оба сверстники (ровесники, одноклассники)…, мы ждём продолжения, указывающего на лицо, по отношению к которому имеется это свойство: они оба сверстники моего отца, они оба мои одноклассники. 

Категория: ВОПРОС ЭКСПЕРТУ | Добавил: admin (16.05.2012)
Просмотров: 1831 | Теги: русский язык в вопросах и ответах, русская словесность, русский язык в школе, интересный русский язык, слово о словах, МО учителей русского языка | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0