Вопрос: 1. Скажите, пожалуйста,
правильно ли следующее словоупотребление в контексте абстрактного
свадебного платья с очень, очень длинным шлейфом - "Шлейф ажурный
тянется стократ"? (стократ - много раз, многократно, увеличиваясь во
много раз?)
2. Скажите, пожалуйста, правильно ли следующее словоупотребление - "В пальцах тонкоруких шелестит"?
Ответ: В
обычном языке приведённые Вами словоупотребления неправильны или
бессмысленны. Однако, судя по Вашим примерам, речь идет о двух строчках
из стихотворения. Поэтому, мне кажется, Ваш вопрос нужно
переформулировать, и вместо «Правильно ли это по-русски?» спросить
«Можно ли так написать в стихотворном тексте?».
Ясно, что в поэзии действуют особые
законы, и очевидно неправильное словосочетание может оказаться вполне
оправданным в контексте стихотворения. Есть знаменитый пример абсурдной
фразы, придуманный Ноамом Хомским: Colorless green ideas sleep furiously. Её часто сокращённо цитируют так: Идея яростно спит. Однако
в художественном тексте такая фраза может оказаться совсем не
бессмысленной. Лингвист Исаак Ревзин сочинил с ней такое стихотворение:
Идея яростно спит,
Ворочается во сне...
Идея в висках стучит,
Нашёптывая мне.
В таком контексте эту фразу не назовешь абсурдной.
В ранних стихах Бориса Пастернака Вы увидите множество странных словосочетаний: бесноватая округа, тысячи грачей… обрушат сухую грусть, сердце... вагонными дверцами сыплет в степи.
Если стихотворение «получилось», то неправильные и даже невозможные
словосочетания становятся осмысленными и даже единственно верными.
Но как узнать, «получилось» ли стихотворение? Я не знаю. Во-первых, я
не читал того произведения, которое Вы, видимо, цитируете. Во-вторых,
это вопрос не к учёному (филологу, лингвисту), а к читателю. Я не считаю
себя читателем-экспертом, но есть литературные критики и преподаватели
поэтического мастерства, которые думают, что умеют отвечать на такие
вопросы.
Может быть, и умеют, но нужно иметь в виду, что некоторые
литературные критики времен юности Пастернака считали его стихи
неудачными и даже бессмысленными. И сегодня найдутся читатели, которые
скажут то же самое, хотя Пастернак в наше время — признанный классик
русской литературы. С другой стороны, по общему мнению, рядом с
немногочисленными хорошими поэтами существуют тысячи плохих...
В общем, я считаю, что на вопрос «Можно ли написать в стихотворении В
пальцах тонкоруких шелестит?» невозможно дать однозначного ответа.
|