Оказывается, модными бывают не только
одежда, книги, фильмы, но и слова. Модные слова – явление почти
социальное! Людям кажется, употреблять их – значит не быть выброшенными
на обочину жизни, значит приобщиться к «сливкам» общества – быть яркими и
оригинальными!
«Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда», – говорила Коко Шанель.
Выпущенное однажды кем-то «в люди»
диковинное словцо подхватывается уличной толпой и уже оттуда, с улиц,
активно вторгается в наш язык! Как обожает петь обычно тот, кто лишён
слуха, так и модными словечками часто «козыряет» тот, кто некомпетентен в
области их применения!
Вот вам для разогрева первое модное словечко – «концепция».
Недавно слышала в гастрономе разговор двух молодых людей: «Ну что? Возьмём четыре пива?» – «Нет, концепция меняется – лучше бутылку водки!»
«Концепция» от латинского conceptio –
«общий замысел, руководящая идея». Общий замысел молодых людей на этот
вечер был мне понятен.
Концептуальным всегда могло быть
искусство, анализ, мышление… А сегодня таковым является и выбор спиртных
напитков в винном магазине.
В последние годы в нашу жизнь бесцеремонно вошло и модное словцо из трёх букв – спа (SPA)!Спа — коротко и… неясно!
Кто его знает, что такое это спа? Но для женщин оно звучит соблазнительно: спа-салоны, спа-процедуры, спа-отели…
Я просила расшифровать загадочные буквы многих знакомых мне дам. Увы!
Ответы получила невнятные: это то, что чрезвычайно приятно, то, что
сказочно омолаживает, то, что дорого стоит…
На самом деле загадочное SPA — аббревиатура латинского выражения Sanitas pro aqua, что означает «здоровье через воду».
Предложу вам ещё одно модное слово – «культовый»! Культовым
сегодня может быть всё, что угодно, – телеведущий, книжка, песня,
коктейль… В принципе, значительным словом «культовый» заменяют то, о чём
можно сказать просто и незатейливо – «популярный».
Между тем солидные толковые словари
объясняют, что «культовый» – это широко известный в узких кругах.
Культовость несовместима со всеобщим признанием! Она всегда
альтернативна и оппозиционна!
Вот некоторые «народные» определения
слова «культовый», взятые мной из Интернета: «Что такое культовый
фильм?» – «Это тот, который ты будешь ждать до трёх ночи, когда его
показывают по ТВ, даже если он у тебя есть на видеокассете». «Культовая
книга?» – «Это та, после которой ты не сможешь читать никакую другую!»
Кстати, единственная русская книга,
попавшая в список газеты The Telegraph «50 культовых книг», какая, вы
думаете? Ну конечно же «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича
Булгакова!
Мастер оставил человечеству волшебной красоты книгу о всесилии Зла и слабости Добра! И загипнотизировал целые поколения!
«Культовый» – опасное слово! С ним надо обращаться осторожно!
Куда как безобиднее ослепительное,
благоухающее, блестящее слово «гламур»! Безусловно, самое модное слово
среди всех модных слов!
Гламур – это жизнь в розовом цвете! Это
глянцевые журналы, а в них длинноногие красотки, брутальные мужчины!
Это неоновые рекламы дорогих бутиков! Это прилавки, заполненные
диковинными баночками-скляночками с чудодейственными кремами и
ароматами… Это лысенькие собачки в дорогущих попонках и фантастические в
своем уродстве редкой породы кошечки! Это сладкий запах ванили в уютных
кофейнях… «Гламур – мур-р-р!» Слово урчащее и пушистое!
Его мгновенно полюбили и те, кому «до
шестнадцати», и те, кто значительно старше… Да и могло ли быть иначе?
Ведь «гламур» – это «оторваться» по «полной»! Это наконец-таки, после
стольких лет воздержания, «сделать себе красиво»!
«Гламур» в переводе с английского – «чары», «волшебство».
Словарь Вебстера толкует «гламур» как
«ускользающую, загадочно-волнующую и зачастую иллюзорную
привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к
необычному, неожиданному, красочному или экзотическому».
В общем, это такая
«ренатовщина-литвиновщина». Разве кто-нибудь будет спорить, что актриса и
режиссёр Рената Литвинова самая гламурная дама нашей страны?
Прилагательные «креативный»,
«продвинутый» и «пафосный», междометие «супер», существительные
«харизма», «имидж», «драйв» и «мессидж»… – все эти слова в лексиконе
людей, следящих за модой во всех её проявлениях.
Надеюсь, модные слова не испортят имидж этой книжки, которая не стремится быть пафосной и продвинутой, но на креативную претендует!
Вы спросите: каков ее мессидж? Отвечу афоризмом Геннадия Малкина: «Употребление модных слов – это жажда выделиться своей похожестью на других!»
Впрочем, мне тоже хочется «запустить в
народ» одно слово – вдруг да и станет модным? Это слово испанского
происхождения – «дуэнде». Точно его перевести трудно. Испанцы
употребляют слово «дуэнде», когда говорят о страстном искусстве
фламенко. Дуэнде – это жажда жить и любить, быть свободным и вдыхать
полной грудью все ароматы жизни!
|