Около 235 года до нашей эры, как раз в те дни, когда в
Египте царствовал Птолемей III Евергет, в Риме, в одной очень знатной
семье, родился мальчик. Как повелевал обычай, на девятый день после
появления на свет родители нарекли ему имя — Публий, очень
распространенное римское имя, не вполне ясное значение которого как-то
было связано со словами «публикус» (народный), «публикола» (друг,
защитник народа), «публицитас» (всенародная слава) и др. Всё хорошо.
Спрашивается, — каковы же были отчество и фамилия этого малыша? Ни того
ни другого у него не было: в Риме той поры не знали ни отчеств, ни
фамилий. Правда, отец маленького Публия тоже именовался Публием. В их
семье были в ходу только три имени: Публий, Гней и Люций; за несколько
столетий ее существования как-то случайно затесался среди них
один-единственный Марк. Тем не менее никому из соотечественников никогда
не пришло бы в голову именовать новорожденного Публием Публиевичем.
Даже когда он подрастет: это было не принято.
Что же, значит, так он и остался при одном-единственном
имени, наподобие Ромула, жившего за несколько столетий до него? Не
совсем так.
Еще до того, как стать Публием, мальчуган, имел уже
другое имя: он был Корнелием. Почему? Потому что Корнелием был и его
отец: они оба принадлежали к славному римскому роду Корнелиев;
каждый, удостоенный по рождению этого счастья, получал имя Корнелия в
самый момент рождения. Может быть, оно-то и соответствовало нашей
фамилии? Опять-таки не совсем так.
Когда-то Корнелии были одним крепким небольшим родом —
Корнелиями, и только. Но по мере того, как этот род разросся, он
распался на несколько отдельных ветвей. Появились Корнелии Руфины,
потомки «Руфуса» (рыжего, красноволосого); были Корнелии Суллы, Корнелии
Долабеллы — их родоначальник имел прозвище «Долабелла» (маленький
скребок—инструмент, которым столяры снимают стружку). К одной из таких
ветвей принадлежала и семья новорожденного; в честь того из предков,
который в молодости был верным поводырем слепого отца, служил ему как бы
костылем, посохом (по-латыни посох —«сципио», — сравните с нашим словом
«скипетр»), их называли Корнелиями Сципионами, то есть «Посошковыми».
Таким образом, еще не имея своего личного имени, мальчик
уже имел их целых два: он был Корнелий Сципион, а на девятый день жизни
стал Публием Корнелием Сципионом. Казалось бы, довольно, чтобы отличить
его от любого другого римлянина. Но как бы не так; не забудем, что и
отец его тоже был Публием, тоже принадлежал к роду Корнелиев, тоже
родился в семье Сципионов; значит, и он именовался Публий Корнелий
Сципион. С различением получалось не вполне удобно.
Тому юнцу, о котором мы говорим, повезло: он стал
прославленным полководцем, великим гражданином Рима. Примерно в 202 году
он разбил армии Карфагена в битве при Заме в Северной Африке и заключил
победоносный мир. Дома его ожидал пышный триумф и почетное звание
«Африканский» («Африканус»). Таким образом, родившийся тридцать три года
назад безымянный мальчик влачил теперь за собой по жизни целую связку
имен: Публий Корнелий Сципион Африканский. Теперь его уже легко отличали
от Публия Корнелия Сципиона-отца, погибшего на несколько лет раньше в
Испании. И всё-таки судьба даровала Сципиону-сыну еще один довесок к
этой тяжелой цепи имен.
Через пятнадцать лет после битвы при Заме родился у
некоего Люция Эмилия Павла сын, который, в силу каких-то соображений,
был усыновлен членами семьи Корнелиев под славным именем Публия Корнелия
Сципиона. Больше того, приняв участие во вновь вспыхнувшей войне с
Карфагеном, он тоже заслужил звание «Африканский». И теперь пришлось,
для различения, придать одному из двух Сципионов Африканских
дополнительное прозвище Старшего, а другому — Младшего, да еще Эмилиана —
сына Эмилия. Вот почему победитель при Заме и известен нам сейчас как
Публий Корнелий Сципион Африкан Старший.
Пример этот очень ярок, но он — исключение: немногие
римляне удостаивались такого сложного именования. Обычным правилом было
три имени у человека. Первое из них — в данном случае Публий —
соответствовало нашему «имени», но называлось оно у римлян «предыменем»,
«прэномен». Второе, родовое имя — Корнелий — носило название
собственного «имени», — «номен». Третье имя, или «когномен», — Сципио —
было «дополнительным», «со-именем» и представляло собой не родовое, а
«семейное» прозвище. За ним могли, как мы и видели, следовать еще
«личные» прозвища — «agnomina», например Африкан, причем уже в
неограниченном числе. Надо сказать, что установить точные границы между
«когноменами» и «агноменами» не всегда бывает легко: ведь и малые ветви
старых родов начинают расти, расширяться и в свою очередь разветвляются
дальше и дальше. Семья Сципионов не избежала этой участи: из их среды
выделилась самостоятельная ветвь Сципионов-Носатых (Назики). Былое
«когномен» (Сципионы) превратилось теперь уже как бы во второе «номен», а
место «когномена» заняло новое наименование. И скоро к нему пришлось
добавлять, уже «на третьем этаже», все новые и новые прозвища. Из
истории мы знаем Публия Корнелия Сципиона Назику Коркулюса и его сына
Публия Корнелия Сципиона Назику Серапиона.
Если после всего, что тут было сказано, вы сумеете
установить, какая из разновидностей римских имен больше всего
заслуживает уподобления нашей «фамилии», — вы покажете себя очень тонким
филологом. Я этого сделать не берусь.
Пожалуй, это всё наиболее любопытное, что стоило сказать о римском именословии. Два только замечания под конец.
Во-первых, занятно, что наше слово «фамилия» взято
именно из языка тех самых римлян, которые никаких .«фамилий» не знали:
по-латыни «familia» — просто-напросто «семья». А во-вторых, интересно
вот что: всё, что я только что рассказал, относится исключительно к
мужским римским именам; у женщин-римлянок, даже самых почтенных и
знатных, никаких «прэномен» — личных имен — не было совершенно. Они на
них не имели права, потому что женщина в Риме не была полноправной личностью; она заслуживала внимания главным образом как часть семьи, — ее дочь или ее мать.
Каждая родившаяся девочка с первого часа своей жизни
наследовала «когномен» своих родителей, их родовое имя. Если они
принадлежали к роду Юлиев, она становилась Юлией; если Корнелиев —
Корнелией. Но и только! Даже славнейшая в глазах древних римлянка, дочь
Сципиона Старшего, жена Семпрония Гракха, мать великих демократов Гая и
Тиберия Гракхов, не избежала этой участи. Она была знаменита и своей
образованностью и величием души. К ней сватался один из Птолемеев, царь
Египта, — она отвергла это царственное сватовство. И всё же всю жизнь
она оставалась только Корнелией. Поэтому многозначительным кажется
ответ, данный ею кому-то из современников, когда он назвал ее «дочерью
Сципиона».
«Не зовите меня ни чьей дочерью,—сказала гордая матрона,—я хочу, чтобы меня звали матерью Гракхов». Однако в Риме и это было невозможно. |