1. Дайте общую характеристику раннего, «предромантического» творчества Гончарова.
2. Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-культурньм контекстом этот замысел порожден?
3. Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы? Что отличает?
4. Выявите в романе «Обыкновенная
история» реминисценции знакомых вам текстов русской и западноевропейской
классической литературы. Какую функцию в тексте романа они выполняют?
5. Сравните диаметрально
противоположные взгляды представителей революционно-демократической
(Н. А. Добролюбов) и «эстетической» (А. В. Дружинин) критики на проблему
«Обломов и обломовщина». Как вы думаете, не содержится ли в самом
авторском замысле романа возможность подобной двойственной трактовки?
Каким крайностям в трактовке одних и тех же образов и ситуаций, по
вашему мнению, не удалось избежать ни Добролюбову, ни Дружинину?
6. По какому принципу построена система
образов в романе «Обломов»? Раскройте содержание основных сюжетных
антитез. Как в каждой из них прослеживается диалектика конфликта между
героем – «мечтателем» и героем – «деятелем»?
7. Покажите место «Сна Обломова» в
композиции романа. Какие особенности художественного пространства и
времени сближают описание Обломовки: а) с народной волшебной сказкой; б)
с идиллией? Какое значение эти пространственно-временные характеристики
имеют для понимания трагедии Обломова?
8. Как вписывается роман «Обрыв» в
общий идейно-художественный замысел «романной трилогии» Гончарова? Какие
жанрово-стилевые черты отличают этот роман от предшествующих частей
трилогии?
9. Как в сюжетной линии
«Райский-Волохов» получает свое дальнейшее развитие гончаровская
антитеза героя – «мечтателя» и героя – «деятеля»? Раскройте значение
мыслей Райского о назначении искусства и красоты в жизни для понимания
авторского замысла романа.
10. Выявите своеобразие женских типов в
романах Гончарова, их роль в развитии сюжета и конфликта. Какое место в
этом ряду занимает образ Веры?
11. Раскройте значение «утопического»
пласта содержания «Обрыва», связанного с образами Татьяны Марковны
Бережковой и Тушина. Как в сюжетной линии этих героев воплощаются
авторские представления о существенном прогрессе истории?
12. Подумайте над значением
художественной детали в жанровой структуре романов Гончарова. Как они
создают символический подтекст сюжета? Как вы понимаете тезис
А. В. Дружинина о «живописности» стиля Гончарова, о его «сродстве» с
«фламандскими мастерами»? |