Писатель В.П. Катаев назвал поэзию Андрея Вознесенского
"депо метафор”. У Вознесенского не заяц на охоте бежит, а "в ужасе по
снегам скачет крови живой стакан”; кот, "как радиоприёмник, зелёным
глазом ловит мир”; из псов, "как из зажигалок, светят тихие языки”, а
чайка — это "плавки бога”. "После Маяковского в русской поэзии не было
такой метафорической Ниагары”, — скажет о своём друге Евтушенко.
Обратившись к сборнику стихов Вознесенского, составьте словарь его
метафор (самых ярких, интересных для вас). Подумайте о том, как
организовать материал (по алфавиту? тематически?). Проведите сравнение
метафор Маяковского и Вознесенского. Можно ли говорить здесь о
продолжении традиции, о диалоге, споре?
Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского «Гойя». Сопоставьте его с ранней лирикой Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате» и др.).
Гойя
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чьё тело, как колокол,
било над площадью голой...
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звёзды —
Как гвозди.
Я — Гойя. |