1. Дайте определение
следующих слов. Греческие это слова или римские?
Там, где можно, укажите пару (по-римски или
по-гречески). Однозначные ли это слова? Какие из
этих слов можно написать с маленькой буквы и
изменится ли в этом случае их значение?
2. Подготовьте рассказ о
себе от имени какого-нибудь древнегреческого
бога, богини или героя. В вашем рассказе должна
звучать характеристика, но не должно быть имени.
3. Сравните предложения: "В
лесу живёт нимфа Эхо” и "В лесу живёт эхо”. В
каком из них есть олицетворение?
4. "Жил-был старый дед. Был
дед глупый, как пень. Умер он и стал пнём”. Можно
ли считать данный текст мифом? Обоснуйте своё
мнение.
5. Боги и человек в мифе.
Общее и различное. Чем, по вашему мнению,
обусловлено сходство человека и Бога? Знаете ли
вы религии, в которых есть уподобление человека
Богу? В чём его смысл?
Может ли человек победить в
единоборстве с Богом? Обоснуйте своё мнение на
материале мифов Древней Греции.
6. Выходу в свет перевода на
русский язык поэмы Гомера «Илиада», сделанного
Н.И. Гнедичем, посвящены строчки Пушкина:
"Слышу умолкнувший звук
божественной
эллинской речи;
Старца великого тень чую смущённой душой”.
Как вы думаете, почему именно
в таком стиле написал Пушкин?
7. Чем похожи и чем
отличаются от поэмы Гомера «Илиада» данные ниже
отрывки из поэмы «Война мышей и лягушек»? Как вы
думаете, в чём заключается художественная задача
автора подобного произведения?
(Речь царя Хлебогрыза перед
мышами):
"Други, хотя и один я теперь
претерпел от лягушек,
Лютая может беда приключиться внезапно со
всяким!
Жалкий, несчастный родитель, троих сыновей
я лишился:
Первого сына сгубила, свирепо похитив из норки,
Нашему роду враждебная, неукротимая кошка.
Сына второго жестокие люди на смерть натолкнули,
С необычайным искусством из дерева хитрость
устроив, –
Эту пагубу нашу ловушкой они называют.
Третий же сын был и мой он любимец, и матери
нежной, –
Ах, и его погубил Вздуломорд, сманивши в пучину!
Но ополчимся, друзья, и грянем в поход на лягушек,
Тело, как должно, своё облачив в боевые
доспехи!..”
"...Прежде всего облекли они
ноги и гибкие бёдра,
Ловко для этого стручья зелёных бобов
приспособив, –
Их же в течение ночи немало они понагрызли.
А с камышей прибрежных сняв шкуру растерзанной
кошки,
Мыши, её разодравши, искусно сготовили латы.
Вместо щита был блестящий кружочек светильни,
а иглы
(Всякою медью владеет Арес) им как копья служили.
Шлемом надёжным для них оказалась скорлупка
ореха
Во всеоружье таком на войну ополчились мышата”.
8. Прокомментируйте отрывок
из стихотворения греческого поэта-философа
Ксенофана:
"Для эфиопа все боги, как сам,
черны и курносы,
А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы…
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
То и они бы придали богам свой собственный облик:
Бык быку, конь коню написал бы подобного бога…”
Можно ли считать эти строчки
пародией на поэмы Гомера? Обоснуйте своё мнение.