- «Почему любовь,
надежда, тихая (поэтическая) слава осознаются в послании как "обман",
"юные забавы"? (По сравнению с другим "желаньем" они
представляются несерьезными ("забавы"), немужественными
("нежил"); это еще не настоящая жизнь, не явь ("как сон"),
не день, не ясность ("как утренний туман").
- О каких двух "снах" идет речь в послании и как
они связаны? (Исчезли забавы, как сон — т.е. лирический герой пробудился ото
сна детства, несерьезности. Это пробуждение — условие пробуждения России,
которая "вспрянет ото сна", т. е. мгновенно и торжественно
проснется).
- Что говорит о серьезности и силе "желанья"
свободы молодыми людьми? (Это "желанье" "горит" в них, они
свободою "горят")?
- Докажите, что желание свободы, по мнению героя стихотворения,
удел молодости. (Об этом говорят "нетерпеливая" душа этих людей,
проявляющаяся в "порывах", упоминание "молодого" любовника
(влюбленного), убеждение в кратковременности периода молодого
"горения" — отсюда выражения "пока... горим", "пока...
живы").
- Как показано особое восприятие лирическим героем и его
друзьями призыва отчизны? (Этот призыв они слышат "нетерпеливою
душой", а не органом слуха).
- Зачем здесь сравнение ожидания вольности с любовным
ожиданием? (Во-первых, одно чувство вытеснило другое — любовь вытеснена
свободой; во-вторых, "нетерпеливая душа" лирического героя не знает
разделения, теперь он отдается свободе с такой же страстностью, как прежде
любви).
- Какие политические термины противопоставлены в стихотворении?
("Власть роковая", "самовластье" — и "вольность святая
"свобода").
- Докажите, что у этой "души" — "прекрасные
порывы". (В "сердцах" этих молодых людей есть "честь"
— одно из наиболее ценных для Пушкина человеческих качеств).
- В чем смысл метафоры "звезда пленительного
счастья"? (Это счастье — высокое, как звезда, и заветное, пленяющее юных).
- Политическая концепция Пушкина в этом стихотворении.
("Самовластье", т. е. непросвещенное, неограниченное самодержавие
должно быть уничтожено).
- Откуда видно, что разрушение "самовластья"
осознается лирическим героем как подвиг? (Имена борцов с
"самовластьем" люди напишут на его обломках, т. е. прославят героев в
веках).
- В чем оригинальность этого стихотворения как послания? (В
неразрывности личного и общественного: прекрасные порывы души лирический герой
предлагает посвятить отчизне).
- В чем оригинальность решения темы дружбы в послании?
("Товарищ", "друг" душевно близок лирическому герою жаждой
свободы).
|