Группа 1. Составьте план каждой части романа,
выделив элементы фабулы (экспозицию, завязку,
развитие действия, кульминацию, развязку и
эпилог) и соотнесите с фабулой кинофильма.
Это задание ещё достаточно сложное и объёмное
для ребят, поэтому конкретизируется вопросами.
1. Перечитывая каждую часть, запишите, какие
события в ней происходят.
2. Определите, какое событие является главным
в каждой части. Почему вы так решили?
3. Сколько историй рассказывается в романе?
Кто их герои? Как они связаны между собой?
4. Расположите все события в хронологической
последовательности.
5. Выделите элементы фабулы. Какое событие
является завязкой действия, какое кульминацией?
Какие эпизоды вы бы отнесли к экспозиции, какие к
развязке? Обоснуйте своё мнение.
6. В эпилоге романа мы узнаём о судьбе учёного
по имени Туб. Зачем Ю.К. Олеша вводит в роман
эту сюжетную линию?
7. Кто является повествователем в этой
сказке? Есть ли в произведении другие точки
зрения на события, кроме авторской? Если да, то
приведите примеры.
8. Сравните композицию романа с композицией
фильма. Какие отличия вы заметили? Как они влияют
на смысл фильма?
Группа 2. Выделите в романе пейзажи и описания
жилищ, помещений и определите их роль в тексте.
1. Перечитайте описание балаганчика дядюшки
Бризака, данное в романе с точки зрения доктора
Арнери (ч. II, гл. 7). Какие художественные средства
помогают писателю создать образ балаганчика и
его обитателей?
2. Какое впечатление домик дядюшки Бризака
производит на доктора Гаспара? Какое — на вас?
Почему?
3. Что можно рассказать о жизни обитателей
этого дома по описанию их жилища?
4. Пересмотрите фрагменты кинофильма, в
которых действие происходит в балаганчике, и
сравните свои впечатления, вызванные образом
этого жилища в романе и в фильме.
5. Перечитайте описание дворца и парка Трёх
Толстяков (ч. I, гл. 1; ч. II, гл. 4, 5). Какое
впечатление на вас произвели эти пейзажи? Почему
они так лаконичны? Как это описание помогает
писателю охарактеризовать хозяев дворца?
6. Почему в романе нет описаний внутренних
помещений дворца, а помещение балаганчика
описывается очень подробно?
7. Каким представлен дворец Трёх Толстяков в
фильме? Если бы вы сегодня снимали фильм по
роману, то каким бы показали дворец и почему?
8. Найдите в тексте описания города (ч. I, гл.
1–3; ч. II, гл. 4, 7) . Какую атмосферу они создают,
какие мысли вызывают? Какую роль играет образ
города в романе?
9. Каким предстал город в фильме А.Баталова?
Группа 3. Выделите в романе массовые сцены (ч. I,
гл. 1–3; ч. II, гл. 4, 5; ч. III, гл. 9, 10; ч. IV, гл. 13) и
определите, какие приёмы помогает писателю
передать атмосферу города.
1. Какое настроение царит в городе? Как люди
относятся друг к другу? Почему?
2. Над кем и над чем смеются в романе? Какие
средства помогают писателю создавать смешное?
3. На какие группы можно разделить все
массовые сцены?
4. Зачем Ю.К. Олеша рассказывает читателям
о жизни народа?
5. Пересмотрите массовые сцены в кинофильме.
Какую атмосферу создаёт режиссёр? Какова роль
этих сцен в произведении?
Группа 4. Установите, какие темы затронуты в
романе и какие в фильме.
1. Как темы связаны друг с другом в романе, как
— в фильме?
2. Какие вопросы волнуют писателя, какие —
режиссёра? |