- Опишите чувство, с которым Чичиков покидал город. (Его
особое состояние продолжается — жизнь предстает ему как сон. Сначала он, ожидая
окончания работы над бричкой "разбойников кузнецов", обращает
"какое-то притуплённое внимание" на мелочные подробности жизни,
видимые из его окна; потом, уезжая из города, "с каким-то неопределенным
чувством" глядел на дома, стены, забор и улицы. Это ощущения путника,
странника, по-новому видящего дотоле волновавшую его действительность).
- Какова реакция Чичикова на встреченную им "бесконечную
погребальную процессию"? (Чичиков сначала испугался, потом критически
охарактеризовал покойника-прокурора, затем даже обрадовался: "говорят,
значит, счастие, если встретишь покойника". Угрызений совести нет никаких,
еще при выезде из ворот гостиницы Чичиков облегченно перекрестился, а ведь
Чичиков знал от Ноздрева, что отчасти виноват в смерти про- курора.
"Бесконечная погребальная процессия" напоминает об "Аде"
Данте; в структуре поэмы ощущаютя "круги").
- Что "непостижимого" в силе влечения автора к
Руси осознает Гоголь в лирическом отступлении "Русь! Русь! вижу
тебя..."? (Хотя "бедно, разбросанно и неприютно", "открыто-
пустынно и ровно" все в Руси, и, казалось бы, неоткуда взяться
"тайной силе" влечения к ней, особенно в сравнении ее с другими
странами, где "дерзкие дива природы" и искусства, но "слышится
и раздается немолчно в ушах" автора тоскливая и широкая "песня",
символизирующая тайную связь автора с Русью. Эта "песня" малопонятна
автору, но она "зовет, и рыдает, и хватает за сердце". Звуки этой
песни — странного действия: они "болезненно лобзают" его; они
заветные — "стремятся в душу, и вьются около... сердца" автора).
- В чем автор видит смысл своей таинственной связи с Русью?
Описывая Русь как живое существо ("ты хочешь", "ты
глядишь"), автор уверен, что смысл таинственной связи с ней — в ожидании
Русью от него какого-то особенного слова или действия. Уверенный в своем особом
предназначении, автор, "полный недоумения, неподвижно" стоит перед
тем, что составляет суть Руси — "твое пространство", "необъятный
простор", "могучее пространство", "сверкающая, чудная,
незнакомая земле даль". Эта особенность родной страны пророчит, по
Гоголю, гениальное интеллектуальное открытие ("беспредельная мысль"),
гуманистический идеал добра и силы ("богатырь").
- В чем состоит жест Руси по отношению к автору и. каковы
его результаты? ("Могучее пространство" Руси "грозно
объемлет" автора, "страшною силою" отразясь в его глубине, его
"очи" из-за этого осветились "неестественной властью",
"глава" осенена "грозным облаком" — знаком Высшей Воли).
- В чем смысл сцены, прервавшей вдохновенное слово автора о
Руси? ("Казенный экипаж", "тройка", промчавшаяся "с
громом и пылью" — символ бездушной, страшной государственной власти,
сбившей лирическое воодушевление автора. Это второй лик его родины).
- Почему "чудна", по Гоголю, дорога? (Проснувшись
в дороге, обнаруживаешь себя в "неведомом городе", в сиянии месяца, и
"нигде не души". "Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а
небо..." Вновь проснулся — и уже "поля и степи, нигде ничего — везде
пустырь, все открыто"; в гоголевском изображении пространства
присутствует чудо. И сон в дороге — "чудный". Дорога для автора
часто была спасением, источником "чудных замыслов, поэтических
грез").
- Чей
объясняет Гоголь свой выбор "подлеца", а не "добродетельного
человека" в качестве героя поэмы? (Вообще-то автор обещает, что в
дальнейшем "в сей же самой повести... предстанет несметное богатство русского
духа" — герой с "божескими доблестями" и героиня "со всей
дивной красотой женской души", которые затмят, добродетельного человека
"других племен": Гоголь видит в "славянской природе"
какую-то особенную глубину. Но все же пока герой поэмы — "подлец" —
потому, что добродетельный человек заезжен писателями, превращен в
"лошадь"; теперь пришла пора "припрячь и подлеца").
- Что
особенного было замечено в лице Чичикова при его рождении? (Он не походил ни на
одного из родителей — "ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца".
Качества "молодца" будут обнаруживаться в продолжение всей его жизни,
незаурядность натуры очевидна).
- Что
может означать его имя — Павел? (Согласно новозаветному преданию, апостол
Павел был одним из самых ревностных гонителей Христа, а потом стал не менее
ревностным его приверженцем. В "Страшной мести" колдун-отец, умоляя
дочь о спасении его души, напоминает ей о Павле: "Слышала ли ты про
апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым".
Эта же перспектива, по Гоголю, ожидала и Чичикова).
- Какое обстоятельство детства негативно повлияло на душу
главного героя? ("Ни друга, ни товарища в детстве!" — восклицает
автор, рисуя нерасположение судьбы к своему герою. Отсутствие благих,
необходимых для формирования человека душевных движений отмечает автор
жизнеописания антигероя, составитель этого "жития наоборот". В этом
детстве не было радостей; беспечность и веселье наказывались суровым отцом, и у
Чичикова о детстве едва осталась "бледная память", а ведь
воспоминания детства могут стать для человека критерием оценки жизни, залогом
душевной открытости. В этом детстве нет образа матери (вероятно, она умерла) —
еще одно суровое и одновременно много объясняющее обстоятельство. Добродетели,
которые внушаются ребенку примером или в задушевной беседе, были у него в
надоевших прописях и, как и последние, внушали отвращение. Бедность отца — он
был владельцем единственной крепостной семьи — тоже обусловила скудость жизни).
- Докажите, что переезд в город был для Павлуши испытанием
его гордости. (Город, куда они прибыли на убогой "сороке", поразил
мальчика великолепием, а жить он должен был в узком переулке, который
"весь стремился вниз и был запружен грязью", этот переулок начинался
ямою. Вообще "яма", понижение местности будет мотивом в
странствованиях Чичикова; с нее и началось его вхождение в жизнь общественную).
- Как вы думаете, почему отец давал Павлуше пошлые и подлые
наставления? (Видимо, отец был человеком уязвленным, несчастным, и его взрослое
недоверие к людям, вера в "копейку", душевная закрытость и
подозрительность, вызванная его материальным положением угодливость были
внушены юному сыну, "заронились глубоко ему в душу").
- Какие особенные качества характера, несвойственные
ребенку, проявил Павлуша? ("Еще ребенком он умел уже отказать себе во
всем" — непостижимые для детства рачительность и терпение проявились в
нем: он сделал приращения к отцовской полтине меди, "показав оборотливость
почти необыкновенную": слепил из воска снегиря и продал его очень
выгодно).
- Как называет автор первые предприятия Чичикова? (Павел
занимался "спекуляциями" — продавал булки дороже, чем покупал).
- Почему угодливость Павлуши по отношению к учителю имела
успех? (Это объясняется пошлостью учителя — он "был большой любитель
тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков".
Другая причина — "глупость" учителя, который не мог предугадать, что
как раз "умники и остряки" оказываются зачастую людьми стоящими —
жизнь потом ему это доказала: именно они, а не "благонравный" Павел
помогли ему на краю бедности. Перед смертью слезы благодарности, раскаяния и
прозрения потекли у бедного учителя, "как у бессильного дитяти").
- Каковы причины первого чичиковского "надувательства"
— обмана учителя? (Гоголь не считает, что Чичиков по природе суров и черств,
он чувствовал и жалость и сострадание, хотел и помочь — но ни в коем случае это
не должно было касаться "тех денег, которых положено было не
трогать". Это не была жадность к деньгам как таковым, он не был скрягой и
скупцом. Он не только другим, он и себе до времени отказывал — чтобы потом, со
временем вкусить "жизнь во всех довольствах": экипажи, отличный дом,
вкусные обеды. Все, что отзывалось богатством и довольством, производило на
него "впечатление, непостижимое им самим". Эта страсть, подчеркивает
Гоголь, выше Чичикова — увидев, например, на улице богача на красивых дрожках,
"он как вкопанный останавливался на месте" и потом как бы
пробуждался "после долгого сна", удивляясь взлету бывшего конторщика).
- Почему, несмотря на похвальные аттестаты, Чичиков
определился на "ничтожное место" в казенной палате? (Гоголь
подчеркивает, что устраивается в этой жизни Чичиков сам, без
"протекции", без чьей-либо помощи. Ранее говорилось о ничтожном
отцовском наследстве).
- Что
необыкновенного было в отношении Чичикова к службе в казенной палате? (Рвение
Чичикова на службе сильно и объяснимо: он стремился "все победить и
преодолеть". В этом своем усердии он демонстрирует необыкновенные
человеческие качества — "самоотвержение, терпенье и ограничение нужд показал
он неслыханное", притом оставаясь человеком приятным в манерах и одежде).
- Какие
качества Чичикова проявились в отношении его к начальнику казенной палаты?
(Характерно, что Чичиков никогда не ограничивается одним лишь чисто служебным
рвением — он ищет расположения начальника, выполняя завет отца и учитывая свой
собственный опыт. Снискать расположения этого начальника, казалось, не было
"сил человеческих": у него было "черство-мраморное лицо",
"страшное" отсутствием определенности, рябины на его лице объясняются
проделками черта ("черт приходил по ночам молотить горох"). Но
Чичиков обладает очень большими силами; "приступ" он повел с самой
уязвимой стороны — сделал вид, что неравнодушен к его дочери, вскоре переехал
к повытчику в дом, хлопотами "папеньки" сам стал повытчиком — а потом
замял дело со свадьбой. И неприступного начальника Чичиков, таким образом,
"надул", получив от обманутого название "чертов сын".
Чичиков и черт — эта параллель в поэме очевидна).
- Почему дальнейшее продвижение Чичикова пошло быстрее?
(У него оказалось все, "что нужно для этого мира" — приятность в
оборотах и поступках, бойкость в "делах").
- В чем сказалась "прямо русская
изобретательность" Чичикова на "хлебном местечке"? (Он,
отклоняя взятки ("рекомендательные письма за подписью князя
Хованского"), тем не менее не делал дела, вынуждая просителя к еще
большим взяткам, которые, однако, получал не Чичиков, а писаря, а те уж
передавали ему. И "комиссию" Чичиков тоже использовал в своих целях,
обогатившись за ее счет и только теперь нарушив долговременный
"пост").
- Как отнесся Чичиков к первому своему поражению? (Несмотря
на взятки, которые давал Чичиков первому секретарю разоблачившего его
начальника, секретарь ничего, кроме исправления испачканного послужного
списка, сделать не мог. Чичиков терпеливо снес это, снова начал карьеру с
маленьких должностей и переезда в другой город. "Переносил сильно,
терпеливо переносил" все Чичиков).
- Почему Чичикова привлекала служба по таможне? (Близость
к границе обещала ему обладание изысканными предметами быта, большой доход,
принадлежность к новому, более благопристойному социальному слою).
- Как в своих целях Чичиков использовал новую должность?
(Сначала он рвением и умом заслужил репутацию "грозы и отчаяния"
контрабандистов, "черта, а не человека". Получив средства и
полномочия, Чичиков вступил в сношения с контрабандистами и обогатился
посредством брабантских кружев на пятьсот тысяч рублей. Причина греха в
изображении Гоголя — опять черт: "черт сбил с толку" Чичикова и его
компаньона, они "перебесились", и на Чичикова поступил "тайный
донос". "Как гром" разразился над головами чиновников, "как
после чаду опомнились они". Компаньон Чичикова запил, но Чичиков "устоял",
затаил часть денег (тысяч десять) и увернулся от уголовного суда.
"Громада бедствий" обрушилась ему на голову, и ему предстал обычный
выход — "заклекнуть навеки" в захолустье. Но Чичиков имел
"непреодолимую силу" характера, подогреваемую "непостижимой
страстью"; терпенье, особо ценное в горячем русском).
- Какое обстоятельство навело Чичикова на мысль об
обогащении через "мертвые души"? (Имение, о заложении которого в
казну Чичиков хлопотал в качестве присяжного поверенного, было расстроено до
последней степени — в том числе и смертью крестьян. И в дальнейшем именно
экономические неудачи помещиков способствовали предприятию Чичикова:
"помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как
следует", "имения брошены, управляются как ни попало". По
подсказке расположенного Чичиковым и поднаторевшего в бюрократических
хитросплетениях секретаря Чичиков не только нашел решение служебной задачи, но
и увидел возможность быстрого обогащения — к нему пришла "вдохновеннейшая
мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову". Так зародился в
голове Чичикова "сей странный сюжет").
- Какого происхождения "страсть" Чичикова? (Есть,
по Гоголю, "прекраснейшая страсть", сознательно выбранная людьми; но
есть страсти, которые внушены человеку свыше с момента рождения, "и не
дано ему сил отклониться от них", потому что есть в них "что-то вечно
зовущее". Они вызваны для "неведомого человеком блага", чтобы
потом носитель страсти своим путем осознал благо, "мудрость небес" —
через падение и наказание).
- «Почему, по мнению автора, читатели недовольны Чичиковым?
(Причина — глубина постижения этого характера автором. Обрисуй автор героя не
так глубоко, Чичиковым были бы вполне довольны, как довольны его жизненным
прототипом. Еще читатели раздражены тем, что по окончании чтения душа
встревожена).
- Как Гоголь парирует обвинение со стороны
"патриотов"? (Для Гоголя странно, что "патриоты" критикуют
писателя- сатирика с оглядкой на иностранцев. В притче о Кифе Мокие- виче и
Мокии Кифовиче аллегорически изображаются публика (сын) и писатель (отец),
который не занимается воспитанием сына-богатыря из боязни "выдать"
его. Общественного порицания, по Гоголю, заслуживет и писатель, боящийся
вынести сор из избы).
- Каково ожидаемое Гоголем воздействие его книги на
человека? (Недумающий читатель посмеется над Чичиковым, узнает в нем знакомого,
но автор хотел бы, чтобы читатель углубил "вовнутрь собственной души"
тяжелый вопрос "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?").
- Какая русская черта проявилась у Чичикова в финале поэмы?
(Любовь к быстрой езде — свойство русской души; эта черта роднит Чичикова с
автором, читателем; бег его тройки становится символом исторического движения
России).
- Что
необычного проявляется в действительности, если смотреть на нее с точки зрения
седока, несомого тройкой? (То, что в действительности движется:
"тучи", "продирающийся месяц" — кажутся из тройки
неподвижными; наоборот, "летят версты", "летит лес",
"летит вся дорога". В этом для человека, причастного движению,
заключено "что-то страшное").
- Что
русского в "птице тройке"? (Ранее в поэме говорилось, что
географическая особенность страны формирует идеалы мыслителя и борца; теперь и
тройка рисуется рожденной этой землей, что "ровнем-гладнем разметнулась на
полсвета". В русском "дорожном снаряде" нет
"хитрости"; нет торжественности в костюме и посадке ямщика, поющего
песню, от которой взметаются "кони вихрем").
- Что
общего в Руси и "птице тройке"? ("Необгонимая тройка" — это
Русь, от которой "все отстает". "Дым" и гром экипажа —
знаки небесного происшествия, не случайно тройка "летит",
сравнивается с "молнией, сброшенной с неба", в гривах коней
"вихри", кони превратились в "вытянутые линии, летящие по
воздуху". Все это наводит "ужас"; выглядит "божьим
чудом", вдохновлено Богом. "Медные груди" коней заставляют
вспомнить пушкинского "Медного всадника", где источник ассоциации
"Россия-конь".
|