Четверг, 08.12.2016, 23:01

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [320]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [86]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [451]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "АНАЛИЗИРУЕМ ГЛАВУ ОДИННАДЦАТУЮ ПОЭМЫ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

 - Опишите чувство, с которым Чичиков покидал город. (Его особое состояние продолжается — жизнь предстает ему как сон. Сначала он, ожидая окончания работы над бричкой "разбой­ников кузнецов", обращает "какое-то притуплённое внимание" на мелочные подробности жизни, видимые из его окна; потом, уезжая из города, "с каким-то неопределенным чувством" гля­дел на дома, стены, забор и улицы. Это ощущения путника, странника, по-новому видящего дотоле волновавшую его дейст­вительность).

 - Какова реакция Чичикова на встреченную им "беско­нечную погребальную процессию"? (Чичиков сначала испугался, потом критически охарактеризовал покойника-прокурора, затем даже обрадовался: "говорят, значит, счастие, если встретишь покойника". Угрызений совести нет никаких, еще при выезде из ворот гостиницы Чичиков облегченно перекрестился, а ведь Чичиков знал от Ноздрева, что отчасти виноват в смерти про- курора. "Бесконечная погребальная процессия" напоминает об "Аде" Данте; в структуре поэмы ощущаютя "круги").

 - Что "непостижимого" в силе влечения автора к Руси осознает Гоголь в лирическом отступлении "Русь! Русь! вижу тебя..."? (Хотя "бедно, разбросанно и неприютно", "открыто- пустынно и ровно" все в Руси, и, казалось бы, неоткуда взяться "тайной силе" влечения к ней, особенно в сравнении ее с други­ми странами, где "дерзкие дива природы" и искусства, но "слы­шится и раздается немолчно в ушах" автора тоскливая и широкая "песня", символизирующая тайную связь автора с Русью. Эта "песня" малопонятна автору, но она "зовет, и ры­дает, и хватает за сердце". Звуки этой песни — странного действия: они "болезненно лобзают" его; они заветные — "стре­мятся в душу, и вьются около... сердца" автора).

 - В чем автор видит смысл своей таинственной связи с Русью? Описывая Русь как живое существо ("ты хочешь", "ты глядишь"), автор уверен, что смысл таинственной связи с ней — в ожидании Русью от него какого-то особенного слова или действия. Уверенный в своем особом предназначении, автор, "полный недоумения, неподвижно" стоит перед тем, что составляет суть Руси — "твое пространство", "необъятный простор", "могучее пространство", "сверкающая, чудная, незна­комая земле даль". Эта особенность родной страны пророчит, по Гоголю, гениальное интеллектуальное открытие ("беспредельная мысль"), гуманистический идеал добра и силы ("богатырь").

 - В чем состоит жест Руси по отношению к автору и. каковы его результаты? ("Могучее пространство" Руси "грозно объемлет" автора, "страшною силою" отразясь в его глубине, его "очи" из-за этого осветились "неестественной властью", "глава" осенена "грозным облаком" — знаком Высшей Воли).

 - В чем смысл сцены, прервавшей вдохновенное слово автора о Руси? ("Казенный экипаж", "тройка", промчавшаяся "с громом и пылью" — символ бездушной, страшной государствен­ной власти, сбившей лирическое воодушевление автора. Это второй лик его родины).

 - Почему "чудна", по Гоголю, дорога? (Проснувшись в дороге, обнаруживаешь себя в "неведомом городе", в сиянии месяца, и "нигде не души". "Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо..." Вновь проснулся — и уже "поля и степи, нигде ничего — везде пустырь, все открыто"; в гоголевском изобра­жении пространства присутствует чудо. И сон в дороге — "чуд­ный". Дорога для автора часто была спасением, источником "чудных замыслов, поэтических грез").

 - Чей объясняет Гоголь свой выбор "подлеца", а не "добро­детельного человека" в качестве героя поэмы? (Вообще-то автор обещает, что в дальнейшем "в сей же самой повести... пред­станет несметное богатство русского духа" — герой с "божес­кими доблестями" и героиня "со всей дивной красотой женской души", которые затмят, добродетельного человека "других пле­мен": Гоголь видит в "славянской природе" какую-то особенную глубину. Но все же пока герой поэмы — "подлец" — потому, что добродетельный человек заезжен писателями, превращен в "лошадь"; теперь пришла пора "припрячь и подлеца").

 - Что особенного было замечено в лице Чичикова при его рождении? (Он не походил ни на одного из родителей — "ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца". Качества "молодца" будут обнаруживаться в продолжение всей его жизни, не­заурядность натуры очевидна).

 - Что может означать его имя — Павел? (Согласно ново­заветному преданию, апостол Павел был одним из самых рев­ностных гонителей Христа, а потом стал не менее ревностным его приверженцем. В "Страшной мести" колдун-отец, умоляя дочь о спасении его души, напоминает ей о Павле: "Слышала ли ты про апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым". Эта же перспектива, по Гоголю, ожидала и Чичикова).

 - Какое обстоятельство детства негативно повлияло на ду­шу главного героя? ("Ни друга, ни товарища в детстве!" — вос­клицает автор, рисуя нерасположение судьбы к своему герою. Отсутствие благих, необходимых для формирования человека душевных движений отмечает автор жизнеописания антигероя, составитель этого "жития наоборот". В этом детстве не было радостей; беспечность и веселье наказывались суровым отцом, и у Чичикова о детстве едва осталась "бледная память", а ведь воспоминания детства могут стать для человека критерием оценки жизни, залогом душевной открытости. В этом детстве нет образа матери (вероятно, она умерла) — еще одно суровое и одновременно много объясняющее обстоятельство. Добродетели, которые внушаются ребенку примером или в задушевной беседе, были у него в надоевших прописях и, как и последние, внушали отвращение. Бедность отца — он был владельцем единственной крепостной семьи — тоже обусловила скудость жизни).

 - Докажите, что переезд в город был для Павлуши испы­танием его гордости. (Город, куда они прибыли на убогой "соро­ке", поразил мальчика великолепием, а жить он должен был в узком переулке, который "весь стремился вниз и был запружен грязью", этот переулок начинался ямою. Вообще "яма", пониже­ние местности будет мотивом в странствованиях Чичикова; с нее и началось его вхождение в жизнь общественную).

 - Как вы думаете, почему отец давал Павлуше пошлые и подлые наставления? (Видимо, отец был человеком уязвленным, несчастным, и его взрослое недоверие к людям, вера в "копей­ку", душевная закрытость и подозрительность, вызванная его материальным положением угодливость были внушены юному сыну, "заронились глубоко ему в душу").

 - Какие особенные качества характера, несвойственные ребенку, проявил Павлуша? ("Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем" — непостижимые для детства рачитель­ность и терпение проявились в нем: он сделал приращения к отцовской полтине меди, "показав оборотливость почти необык­новенную": слепил из воска снегиря и продал его очень выгодно).

 - Как называет автор первые предприятия Чичикова? (Павел занимался "спекуляциями" — продавал булки дороже, чем покупал).

 - Почему угодливость Павлуши по отношению к учителю имела успех? (Это объясняется пошлостью учителя — он "был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков". Другая причина — "глупость" учителя, который не мог предугадать, что как раз "умники и остряки" оказываются зачастую людьми стоящими — жизнь потом ему это доказала: именно они, а не "благонравный" Павел помогли ему на краю бедности. Перед смертью слезы благодар­ности, раскаяния и прозрения потекли у бедного учителя, "как у бессильного дитяти").

 - Каковы причины первого чичиковского "надувательст­ва" — обмана учителя? (Гоголь не считает, что Чичиков по при­роде суров и черств, он чувствовал и жалость и сострадание, хотел и помочь — но ни в коем случае это не должно было касаться "тех денег, которых положено было не трогать". Это не была жадность к деньгам как таковым, он не был скрягой и скупцом. Он не только другим, он и себе до времени отказывал — чтобы потом, со временем вкусить "жизнь во всех довольствах": экипажи, отличный дом, вкусные обеды. Все, что отзывалось богатством и довольством, производило на него "впечатление, непостижимое им самим". Эта страсть, подчер­кивает Гоголь, выше Чичикова — увидев, например, на улице богача на красивых дрожках, "он как вкопанный останавли­вался на месте" и потом как бы пробуждался "после долгого сна", удивляясь взлету бывшего конторщика).

 - Почему, несмотря на похвальные аттестаты, Чичиков определился на "ничтожное место" в казенной палате? (Гоголь подчеркивает, что устраивается в этой жизни Чичиков сам, без "протекции", без чьей-либо помощи. Ранее говорилось о ничтож­ном отцовском наследстве).

 - Что необыкновенного было в отношении Чичикова к службе в казенной палате? (Рвение Чичикова на службе сильно и объяснимо: он стремился "все победить и преодолеть". В этом своем усердии он демонстрирует необыкновенные человеческие качества — "самоотвержение, терпенье и ограничение нужд по­казал он неслыханное", притом оставаясь человеком приятным в манерах и одежде).

 - Какие качества Чичикова проявились в отношении его к начальнику казенной палаты? (Характерно, что Чичиков никогда не ограничивается одним лишь чисто служебным рве­нием — он ищет расположения начальника, выполняя завет отца и учитывая свой собственный опыт. Снискать располо­жения этого начальника, казалось, не было "сил человеческих": у него было "черство-мраморное лицо", "страшное" отсутствием определенности, рябины на его лице объясняются проделками черта ("черт приходил по ночам молотить горох"). Но Чичиков обладает очень большими силами; "приступ" он повел с самой уязвимой стороны — сделал вид, что неравнодушен к его доче­ри, вскоре переехал к повытчику в дом, хлопотами "папеньки" сам стал повытчиком — а потом замял дело со свадьбой. И не­приступного начальника Чичиков, таким образом, "надул", по­лучив от обманутого название "чертов сын". Чичиков и черт — эта параллель в поэме очевидна).

 - Почему дальнейшее продвижение Чичикова пошло быст­рее? (У него оказалось все, "что нужно для этого мира" — приятность в оборотах и поступках, бойкость в "делах").

 - В чем сказалась "прямо русская изобретательность" Чи­чикова на "хлебном местечке"? (Он, отклоняя взятки ("рекомен­дательные письма за подписью князя Хованского"), тем не ме­нее не делал дела, вынуждая просителя к еще большим взят­кам, которые, однако, получал не Чичиков, а писаря, а те уж передавали ему. И "комиссию" Чичиков тоже использовал в своих целях, обогатившись за ее счет и только теперь нарушив долговременный "пост").

 - Как отнесся Чичиков к первому своему поражению? (Не­смотря на взятки, которые давал Чичиков первому секретарю разоблачившего его начальника, секретарь ничего, кроме ис­правления испачканного послужного списка, сделать не мог. Чичиков терпеливо снес это, снова начал карьеру с маленьких должностей и переезда в другой город. "Переносил сильно, терпеливо переносил" все Чичиков).

 - Почему Чичикова привлекала служба по таможне? (Близость к границе обещала ему обладание изысканными предметами быта, большой доход, принадлежность к новому, более благопристойному социальному слою).

 - Как в своих целях Чичиков использовал новую долж­ность? (Сначала он рвением и умом заслужил репутацию "грозы и отчаяния" контрабандистов, "черта, а не человека". Получив средства и полномочия, Чичиков вступил в сношения с контра­бандистами и обогатился посредством брабантских кружев на пятьсот тысяч рублей. Причина греха в изображении Гоголя — опять черт: "черт сбил с толку" Чичикова и его компаньона, они "перебесились", и на Чичикова поступил "тайный донос". "Как гром" разразился над головами чиновников, "как после чаду опомнились они". Компаньон Чичикова запил, но Чичиков "ус­тоял", затаил часть денег (тысяч десять) и увернулся от уголов­ного суда. "Громада бедствий" обрушилась ему на голову, и ему предстал обычный выход — "заклекнуть навеки" в захолустье. Но Чичиков имел "непреодолимую силу" характера, подогревае­мую "непостижимой страстью"; терпенье, особо ценное в горячем русском).

 - Какое обстоятельство навело Чичикова на мысль об обогащении через "мертвые души"? (Имение, о заложении кото­рого в казну Чичиков хлопотал в качестве присяжного поверен­ного, было расстроено до последней степени — в том числе и смертью крестьян. И в дальнейшем именно экономические неудачи помещиков способствовали предприятию Чичикова: "помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как следует", "имения брошены, управляются как ни попало". По подсказке расположенного Чичиковым и поднаторевшего в бюрократических хитросплетениях секретаря Чичиков не только нашел решение служебной задачи, но и увидел возможность быстрого обогащения — к нему пришла "вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову". Так зародился в голове Чичикова "сей странный сюжет").

 - Какого происхождения "страсть" Чичикова? (Есть, по Гоголю, "прекраснейшая страсть", сознательно выбранная людь­ми; но есть страсти, которые внушены человеку свыше с момен­та рождения, "и не дано ему сил отклониться от них", потому что есть в них "что-то вечно зовущее". Они вызваны для "неве­домого человеком блага", чтобы потом носитель страсти своим путем осознал благо, "мудрость небес" — через падение и наказание).

 - «Почему, по мнению автора, читатели недовольны Чичи­ковым? (Причина — глубина постижения этого характера авто­ром. Обрисуй автор героя не так глубоко, Чичиковым были бы вполне довольны, как довольны его жизненным прототипом. Еще читатели раздражены тем, что по окончании чтения душа встревожена).

 - Как Гоголь парирует обвинение со стороны "патриотов"? (Для Гоголя странно, что "патриоты" критикуют писателя- сатирика с оглядкой на иностранцев. В притче о Кифе Мокие- виче и Мокии Кифовиче аллегорически изображаются публика (сын) и писатель (отец), который не занимается воспитанием сына-богатыря из боязни "выдать" его. Общественного порица­ния, по Гоголю, заслуживет и писатель, боящийся вынести сор из избы).

 - Каково ожидаемое Гоголем воздействие его книги на человека? (Недумающий читатель посмеется над Чичиковым, узнает в нем знакомого, но автор хотел бы, чтобы читатель углубил "вовнутрь собственной души" тяжелый вопрос "А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?").

 - Какая русская черта проявилась у Чичикова в финале поэмы? (Любовь к быстрой езде — свойство русской души; эта черта роднит Чичикова с автором, читателем; бег его тройки становится символом исторического движения России).

 - Что необычного проявляется в действительности, если смотреть на нее с точки зрения седока, несомого тройкой? (То, что в действительности движется: "тучи", "продирающийся месяц" — кажутся из тройки неподвижными; наоборот, "летят версты", "летит лес", "летит вся дорога". В этом для человека, причастного движению, заключено "что-то страшное").

 - Что русского в "птице тройке"? (Ранее в поэме говори­лось, что географическая особенность страны формирует идеа­лы мыслителя и борца; теперь и тройка рисуется рожденной этой землей, что "ровнем-гладнем разметнулась на полсвета". В русском "дорожном снаряде" нет "хитрости"; нет торжест­венности в костюме и посадке ямщика, поющего песню, от кото­рой взметаются "кони вихрем").

 - Что общего в Руси и "птице тройке"? ("Необгонимая тройка" — это Русь, от которой "все отстает". "Дым" и гром экипажа — знаки небесного происшествия, не случайно тройка "летит", сравнивается с "молнией, сброшенной с неба", в гривах коней "вихри", кони превратились в "вытянутые линии, летя­щие по воздуху". Все это наводит "ужас"; выглядит "божьим чудом", вдохновлено Богом. "Медные груди" коней заставляют вспомнить пушкинского "Медного всадника", где источник ассо­циации "Россия-конь".

Категория: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ | Добавил: admin (28.07.2014)
Просмотров: 1066 | Теги: творческие задания по русской литер, карточки с заданиями по русской лит, литература в школе, русская литература дидактический ма | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0