— В чем, по мнению чиновников, причины их должностных
злоупотреблений? (Гоголь, воспроизводящий русскую речевую стихию, фиксирует
одного из ее "героев" — черта. По словам чиновников-взяточников, им "черт
подвертывается всякий день под руку, так что вот и не хочешь брать, а он сам
сует"; автор же не берется судить, можно ли "устоять против
черта". Черт — персонаж "Вечеров на хуторе близ Диканьки" — не
исчез из позднего творчества Гоголя, он влияет на человеческую жизнь, борется
за душу человека).
— Почему в совещании у полицеймейстера было больше
порядка, чем в собрании, например, благотворительного общества? (Все семеро
чиновников проявили себя у полицеймейстера "единодушнее, теснее",
потому что дело касалось не помощи бедным или посторонним, а "беды, всем
равно грозившей". Впрочем все равно вышло "черт знает что
такое").
— Как обозначил почтмейстер жанр передаваемого им рассказа
о капитане Копейкине? (Почтмейстер называет свой рассказ "в некотором
роде целой поэмой"; таким образом, оказывается, что это поэма в поэме
"Мертвые души". Упоминание поэмы намекает на высоту мысли,
содержащейся в этой "петербургской повести" Гоголя; ведь в тексте
"Мертвых душ" этот вставной, но крепко связанный с идеей эпизод
именуется как "Повесть о капитане Копейкине". Гоголь не представлял
без нее своей "русской поэмы" и не соглашался на цензурное изъятие ее
из произведения: ведь "Повесть о капитане Копейкине" — это поэма о
героическом воине, защитнике родины — таких больше нет в поэме. В первой, самой
острой редакции "Повести", бунтовщик Копейкин бежал в
"Соединенные Штаты", отправил оттуда письмо "государю", и
последний учредил комиссию помощи раненым).
— Что
означает фамилия Копейкина? (С одной стороны, Копейкин — это фамилия
фольклорного героя; Гоголь был знаком с разбойничьими песнями о Копейкине. С
другой стороны, Копейкин в поэме о похождениях русского приобретателя означает
маленького человека, "копейку", из которой Чичиков хочет сделать
состояние).
— Отметьте излюбленные почтмейстером словечки, которыми он
уснащал свой рассказ. Какова их роль? ("Судырь мой", "в
некотором роде", "можете вообразить", "знаете",
"эдакий какой- нибудь" ... Это, конечно, не только создает эффект
живой речи, сам по себе очень важный для Гоголя, содержащий оценку передаваемых
событий, но и рисует лицо пошлого рассказчика, косноязычно робеющего перед
важными чинами, любящего сентиментально украсить и смягчить действительность, лицо
человека "чужого" капитану Копейкину).
— В какой "петербургской повести" Гоголя
изображен финал, подобный финалу "Повести о капитане Копейкине"? (В
финале "Шинели" тоже изображен бунт маленького человека, хотя и в фантастической
форме).
— Какое значение имеет уподобление Чичикова Наполеону?
(Тема Наполеона, как ее поставил еще Пушкин, имеет непосредственное отношение
к Чичикову: "Мы все глядим в Наполеоны, / Двуногих тварей миллионы / Для
нас орудие одно..." — "Евгений Онегин", гл. 2. Для Чичикова люди
— орудие достижения своих целей. Этим он напоминает пушкинского Германна
("Пиковая дама"), в профиль похожего на Наполеона. Конечно,
чиновники, заподозрившие в Чичикове Наполеона, выпущенного с Эльбы, не имели в
виду этих ассоциаций; они со своей излишней доверчивостью к газетным
сообщениям и даже карикатурам увидели в поведении Чичикова происки Англии
против России — "англичанин издавна завидует").
— Что
"странного" обнаруживает автор в человеке и во всемирной истории в
связи с делом о Чичикове? (Несмотря на то, что Ноздреву не верят, прибегают
почему-то именно к его версии; суеверия в ином человеке крепче знания и веры. В
деле с Чичиковым "оказалось ясно, какого рода созданье человек" — он
мудр во всем, что касается других, а беда, свалившаяся на него самого, делает
из него "ничтожного, слабого ребенка".
— Заблуждения чиновников, такие странные, вовсе не исключения
в человеческой истории — есть в ней, по Гоголю, целые "ненужные"
столетия. Автор, который ясно видит "прямой путь" к истине,
недоумевает, "какие искривленные, глухие, узкие" дороги избирало
иногда человечество, не внявшее "нисходящему с небес смыслу".
Эти "странности" могут объяснить и эстетические
вкусы "публики" — "ясное как день" прекрасное и мудрое
создание поэта игнорируется, а другое, где "природа" изломана и выворочена,
имеет успех).
— Отметьте игру слов в описании смерти прокурора. (Гоголь
пишет: о том, что у прокурора была душа, узнали только после его смерти, а
живой он душу "по скромности" не показывал. Это означает, что
прокурор был бездушен к просителям).
— Опишите "странное" состояние Чичикова,
делающего визиты после болезни. (После того, как его не принял губернатор и
странно приняли другие чиновники, Чичиков бродил по го- роду "как
полусонный", решая, он ли сошел с ума или чиновники; не во сне ли это, или
"дурь", заварившаяся наяву, "почище сна". Речи Ноздрева о
похищении губернаторской дочки тоже казались Чичикову услышанными "во
сне". Сон и явь у Гоголя нередко меняются местами — действительность бывает
совершенно нелогична).
|