Среда, 24.04.2024, 16:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [591]
ПЛАНЫ [17]
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ [252]
ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА [115]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [136]
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА [43]
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ [424]
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА [83]
КУЛЬТУРА РЕЧИ [142]
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ [453]
АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ [214]
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ [118]
ЛИТЕРАТУРНАЯ МАТРИЦА. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ [43]
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [117]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [95]
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [35]
ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [16]
ДИКТАНТЫ [54]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [23]
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ [16]
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [130]
ПРОБА ПЕРА [143]
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [44]
КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ [426]
ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [141]
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ [13]
ГЕРОИ ДО ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЕМ [27]
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ [58]
ВРЕМЯ ЧИТАТЬ! [45]
ГЕРОИ МИФОВ [101]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УСАДЬБА [28]
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ [100]
СКАЗКИ О РУССКОМ СЛОВЕ [18]
ЗАПОМИНАЕМ ПРАВИЛА [134]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ [46]
СОЦИАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА [96]
ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [63]
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ [29]
ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ [62]
ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ [49]
РАБОТА С ТЕКСТОМ [84]
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА [103]
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [62]
АУДИОКНИГИ [87]
ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ОТЛИЧНО. С ПРИМЕРАМИ И ОБРАЗЦАМИ [30]
ПУШКИН - НАШЕ ВСЕ [211]
ЗНАМЕНИТЫ ДИНАСТИИ РОССИИ. ЛИТЕРАТОРЫ [13]
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИНФОГРАФИКА [7]
ИЗЛОЖЕНИЯ И ДИКТАНТЫ [75]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИКТАНТЫ [11]

Главная » Статьи » ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "АНАЛИЗИРУЕМ ГЛАВУ ДЕСЯТУЮ ПОЭМЫ Н.В.ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"

В чем, по мнению чиновников, причины их должностных злоупотреблений? (Гоголь, воспроизводящий русскую речевую стихию, фиксирует одного из ее "героев" — черта. По словам чиновников-взяточников, им "черт подвертывается всякий день под руку, так что вот и не хочешь брать, а он сам сует"; автор же не берется судить, можно ли "устоять против черта". Черт — персонаж "Вечеров на хуторе близ Диканьки" — не исчез из позднего творчества Гоголя, он влияет на человечес­кую жизнь, борется за душу человека).

— Почему в совещании у полицеймейстера было больше порядка, чем в собрании, например, благотворительного общест­ва? (Все семеро чиновников проявили себя у полицеймейстера "единодушнее, теснее", потому что дело касалось не помощи бедным или посторонним, а "беды, всем равно грозившей". Впрочем все равно вышло "черт знает что такое").

Как обозначил почтмейстер жанр передаваемого им рас­сказа о капитане Копейкине? (Почтмейстер называет свой рас­сказ "в некотором роде целой поэмой"; таким образом, оказы­вается, что это поэма в поэме "Мертвые души". Упоминание поэмы намекает на высоту мысли, содержащейся в этой "петер­бургской повести" Гоголя; ведь в тексте "Мертвых душ" этот вставной, но крепко связанный с идеей эпизод именуется как "Повесть о капитане Копейкине". Гоголь не представлял без нее своей "русской поэмы" и не соглашался на цензурное изъятие ее из произведения: ведь "Повесть о капитане Копейкине" — это поэма о героическом воине, защитнике родины — таких больше нет в поэме. В первой, самой острой редакции "Повести", бунтовщик Копейкин бежал в "Соединенные Штаты", отправил оттуда письмо "государю", и последний учредил комиссию помощи раненым).

Что означает фамилия Копейкина? (С одной стороны, Ко­пейкин — это фамилия фольклорного героя; Гоголь был знаком с разбойничьими песнями о Копейкине. С другой стороны, Копейкин в поэме о похождениях русского приобретателя озна­чает маленького человека, "копейку", из которой Чичиков хочет сделать состояние).

Отметьте излюбленные почтмейстером словечки, которы­ми он уснащал свой рассказ. Какова их роль? ("Судырь мой", "в некотором роде", "можете вообразить", "знаете", "эдакий какой- нибудь" ... Это, конечно, не только создает эффект живой речи, сам по себе очень важный для Гоголя, содержащий оценку передаваемых событий, но и рисует лицо пошлого рассказчика, косноязычно робеющего перед важными чинами, любящего сентиментально украсить и смягчить действительность, лицо человека "чужого" капитану Копейкину).

В какой "петербургской повести" Гоголя изображен финал, подобный финалу "Повести о капитане Копейкине"? (В финале "Шинели" тоже изображен бунт маленького человека, хотя и в фантастической форме).

Какое значение имеет уподобление Чичикова Наполеону? (Тема Наполеона, как ее поставил еще Пушкин, имеет непо­средственное отношение к Чичикову: "Мы все глядим в Напо­леоны, / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно..." — "Евгений Онегин", гл. 2. Для Чичикова люди — орудие дости­жения своих целей. Этим он напоминает пушкинского Германна ("Пиковая дама"), в профиль похожего на Наполеона. Конечно, чиновники, заподозрившие в Чичикове Наполеона, выпущенного с Эльбы, не имели в виду этих ассоциаций; они со своей из­лишней доверчивостью к газетным сообщениям и даже кари­катурам увидели в поведении Чичикова происки Англии против России — "англичанин издавна завидует").

Что "странного" обнаруживает автор в человеке и во все­мирной истории в связи с делом о Чичикове? (Несмотря на то, что Ноздреву не верят, прибегают почему-то именно к его версии; суеверия в ином человеке крепче знания и веры. В деле с Чичиковым "оказалось ясно, какого рода созданье человек" — он мудр во всем, что касается других, а беда, свалившаяся на него самого, делает из него "ничтожного, слабого ребенка".

Заблуждения чиновников, такие странные, вовсе не исклю­чения в человеческой истории — есть в ней, по Гоголю, целые "ненужные" столетия. Автор, который ясно видит "прямой путь" к истине, недоумевает, "какие искривленные, глухие, узкие" до­роги избирало иногда человечество, не внявшее "нисходящему с небес смыслу".

Эти "странности" могут объяснить и эстетические вкусы "публики" — "ясное как день" прекрасное и мудрое создание поэта игнорируется, а другое, где "природа" изломана и выво­рочена, имеет успех).

Отметьте игру слов в описании смерти прокурора. (Гоголь пишет: о том, что у прокурора была душа, узнали только после его смерти, а живой он душу "по скромности" не показывал. Это означает, что прокурор был бездушен к просителям).

Опишите "странное" состояние Чичикова, делающего ви­зиты после болезни. (После того, как его не принял губернатор и странно приняли другие чиновники, Чичиков бродил по го- роду "как полусонный", решая, он ли сошел с ума или чиновники; не во сне ли это, или "дурь", заварившаяся наяву, "почище сна". Речи Ноздрева о похищении губернаторской дочки тоже казались Чичикову услышанными "во сне". Сон и явь у Гоголя нередко меняются местами — действительность бывает совершенно нелогична).

Категория: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ | Добавил: admin (28.07.2014)
Просмотров: 2019 | Теги: творческие задания по русской литер, карточки с заданиями по русской лит, литература в школе, русская литература дидактический ма | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0