- Понятны ли вам слова "цевница" (свирель, часто
семист- вольная), "оратаи" (пахари), "фимиам" (благовоние,
обычно церковное), "зефир" (теплый ветер), "петел"
(петух), "филомела" (в греческой мифологии ласточка, здесь имеется в
виду соловей), "Вакх" (бог виноделия и веселья), "Минвана",
"Альпин" (условно-литературные имена).
- Опишите место, где находится лирический герой. (Берег
ручья; вдалеке рощи, строения; холмы, с которых к реке бегут стада; по реке
плывет на челноке рыбак, с полей идут пахари. Биографы Жуковского считают, что
здесь описаны окрестности села Мишенского Тульской губернии, где родился поэт).
- Какие изменения в окружающей природе произошли за время
нахождения поэта у ручья? (Картина заката сменяется картиной ночи; затем
восходит луна).
- Я какой из этих моментов в душе героя пробуждаются
воспоминания и почему? (Воспоминания пробуждаются после восхода луны, ночью,
когда ничто не отвлекает человека, а свет луны — "волшебный луч" —
чудесно преображает окружающее).
- Почему можно сказать, что перед нами не только пейзаж как
таковой, но и "пейзаж души"? (Все дело в словах, выбранных Жуковским:
они многозначны, и описывая природу, они одновременно говорят о состоянии
человека. Например, песок — не желтый, скажем, а "светлый", что
говорит не только о цвете песка, но и о просветленности души. Звук ручья назван
"гармонией", что также означает согласие вообще, музыкальный лад.
"Фимиам" — это не только приятный запах растений, но и церковные
воскурения, что связано с жизнью души. В классицизме, наоборот, ценилась
ясность и определенность значения слова).
- Укажите олицетворения, которые также являются средствами
создания "пейзажа души". (Луч зари умирает, рощи спят, задумчивые
небеса).
- Какой отрывок из элегии положил на музыку П.И. Чайковский?
(3 строфы, начиная со строки "Уж вечер... Облаков померкнули края..."
— дуэт Лизы и Полины из оперы "Пиковая дама").
- Покажите, что душа лирического героя хранит в нетленности
то, что отнято жизнью, и тем самым демонстрирует свою самостоятельность,
противопоставленность неумолимой реальности. (Герой упоминает "священный
круг" — имеется в виду "Дружеское литературное общество",
существовавшее с января по осень 1801 г., членами его были братья Андрей и
Александр Тургеневы, Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. С. и М. С. Кайсаровы, С.
Е. Роздянко, А. Ф. Воейков. Лирический герой помнит о своем умершем друге —
имеется в виду Андрей Тургенев; о другом товарище, сраженном душевным недугом —
это Семен Роздянко. В душе — память о былой дружбе, которая в силу объективных
и субъективных причин утрачивается в реальности. Так оформляется романтическое
противопоставление двух миров, из которых совершеннее и, следовательно, ценнее
для поэта — мир души).
- В чем особенность творческого дара лирического героя? (В
своей поэзии он призван "воспевать" Бога, любовь, дружбу, счастье.
Здесь нет указания на какую-либо критику действительности как на .средство
утверждения идеала. В этом его отличие от сатириков, например, от Гоголя).
- Как в стихотворении проявился минорный тон романтизма Жуковского?
(Стихотворение заканчивается размышлением о бренности человеческой жизни).
- Укажите аллитерации:
"Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!"
(В этих строках обращают на себя внимание сочетания [бл'] [зл]).