Прочитайте фрагмент из книги Анатолия
Наймана «Рассказы об Анне Ахматовой». Расставьте
знаки препинания, устраните орфографические
ошибки и заполните пропуски.
Начало 60-х годов было временем посмертной славы
Мандельштама. «Воронежские тетради» мы прочли
году в 55-м переписан_ыми от руки имен_о в тетрадке.
В скоре стала ходить по рукам машинопись
«Четвёртой прозы» ош_л_млявш_й соч_танием
эгоцентрически агрес_ивной из_скан_ости с
ругательностью органичной для ситуации травли и
потому лишен_ой инд_в_дуальных черт. Ритм
пр_способившийся к пр_рывистому дыханию
обложен_ого со всех сторон но продолжающего свой
"косящий бег” благородного зверя; высокий тон
едва не срывающийся на крик; максимализм
пр_тензий под_ержан_ый полнотой сам_тдачи, —
всё это вместе представлялось молодому человеку
наиболее привлекательной манерой. На неё
ори_нтировались в частности и мои первые
прозаические опыты: было соблазнительно видеть в
ней ун_в_рсальность и, стало быть, мног_бещающие
п_рсп_ктивы. "Это вам для вашей мстительной
прозы”, — заключала Ахматова свой или мой
рассказ о событии или человеке, видимость
которых оказывалась в трудно формулируемом
противоречии с сутью.
Зимой 1962 года я подбил Бродского на поездку во
Псков. Накануне от_езда Ахматова пр_дл_жила нам
навестить пр_подававшую в там_шнем пед_нституте
Надежду Яковлевну Мандельштам передать привет
но адреса не знала а только сказала через кого её
можно найти. Мы провели в Пскове три дня
разглядывали город п_р_ходили по льду (В,в)_еликую,
ездили по окре_ностям день бродили по Изборску. В
один из вечеров отправились к Надежде Яковлевне.
Она была усталая полу-больная лежала на кровати
поверх одеяла и курила. Пауз было больше чем слов
я_ствен_о ощущалось что усталость не д_м_гание
лежание на застелен_ой кровати лампочка без
аб_жура — не с_юминутность а такая жизнь
десяти летие за десяти летием без_сходная по
чужим углам по чужим городам.
Когда через н_ сколько лет она на конец п_р_ехала
в Москву это был другой человек: суетливая, что то
не нужное доказ_ва_щая, что то не достоверное
сообща_щая, соверше_но непохожая на с_ыльную,
которой нечего терять. В дни оч_р_дного
"завинчивания гаек” то ли когда Хрущёв разругал
литературу и ис_кус_тво которые занимались чёрт
знает чем то ли когда стало раскручиват_ся дело
Синявского и Даниэля, п_р_пуган_ая Надежда
Яковлевна пр_ехала к Ахматовой посоветоват_ся
как быть. Она уже написала тогда первую книгу
воспоминаний многие читали её в рукописи. Жила
она ещё у друзей но хлопоты о квартире набирали
силу в них участвовала и Ахматова, отправ_вшая
письмо Суркову. Надежда Яковлевна была в страхе
до писательского начальства могли дойти слухи о
существовании её м_муаров, а то и _кз_мпляр не
подконтрольно размножающейся рукописи.
Ахматова как могла успокоила её но после того
как она ушла, сказала: "Что Надя думает: что она
будет писать такие книги, а они ей давать
квартиры?” Я спросил на сколько книга
разоблачительна и в самом ли деле так опасна для
автора, как думает Н.Я. Она посмотрела на меня
взглядом выр_жавшим что находит мой вопрос
стран_ым, и прошептала: "Я её не читала”.
Удовольств_в_вшись моим изумлением добавила:
"Она к счастью не предлагала — я не просила”.
Дополните текст следующими пояснениями.
1) И её муж устроивший ей эту судьбу и
скрепивший её фразой: "А кто тебе сказал, что ты
должна быть счастливой?”, из гениального поэта
Мандельштама сгинувшего в ледяной пустыне стал
пр_вращаться в знаменитого (М,м)_осковского
юродивого "Оську” и в выдающуюся фигуру
инт_л_ктуально _стетского Петербурга "Осипа
Эмильевича”.
2) Она снимала комнатку в ком_у-нальной
квартире у хозяйки по фамилии Нецветаева, что
прозвучало в той ситуации не так забавно, как
зловеще.
3) Тогда же она сделала запись которую
собиралась вставить в «Листки из дневника» (и
даже пометила "в текст, стр.” но конкретного
места так и не обозначила): "И дети не оказались
запроданы рябому ч_рту, как их отцы. Оказалось что
нельзя запродать на три поколения вперёд. И вот
настало время, когда эти дети пришли нашли стихи
Осипа Мандельштама и сказали: Это наш поэт”.
4) "Вот уже четверть века как вдова поэта
ставшего жертвой д_сп_тического произвола
скитается по стране не имея крова. Однако эта
кочевая жизнь ей уже не под силу: это старая и
нуждающаяся в медицинской помощи женщина”.
5) Теми же коричневыми чернилами уже чуть
выцве_шими тем же пером "с нажимом” в начале
этой тетрадки был переписан «Камень» и первое
вп_чатление от первых стихов Мандельштама было
не сравнен_о остр_е впечатления от скажем «Стихов
о неизвестном солдате» которые звучали хотя и
трагически, но всетаки уже на фоне уд_вит_льного
уд_вит_льно свежего звука тех первых.
Как вы можете объяснить поведение Ахматовой
в отношении Н.Мандельштам? Почему Ахматова
удивляется вопросу Наймана и отвечает ему
шёпотом? Поясните её слова (задание для
письменного ответа). |