Перечитайте послание А. С. Пушкина «К Чаадаеву» и постарайтесь проникнуться чувствами поэта.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Вопросы и задания
Как вы понимаете слова любви, надежды, тихой славы в первой строке? Какие ассоциации возникают у вас при чтении? Почему прежние ценности воспринимаются теперь поэтом как обман, как юные забавы?
Выделите слова, характерные для лирики гражданского
звучания. Какова их стилистическая и эмоциональная окраска, их роль в
стихотворении?
Какие дополнительные значения возникают в словах и выражениях, образующих следующий словесный ряд: под гнетом власти роковой, отчизны призыванья, вольности святой, для чести, звезда пленительного счастья?
Почему поэт сравнивает человека-гражданина с любовником, ждущим свидания? Какие слова усиливают эту мысль? (Кстати, слово любовник здесь имеет устаревшее значение «влюбленный, возлюбленный».)
Какие ценности поэт отвергает и в чем он видит смысл жизни?
Сравните послание Пушкина «К Чаадаеву» (1818) («Любви,
надежды, тихой славы…») с посланием ему же, написанным в 1820 г. («В
стране, где я забыл тревоги прежних лет…»). Объясните различие
образов-переживаний в этих стихотворениях. |