Железная дорога
Проанализируйте первую часть стихотворения Некрасова «Железная дорога» – описание осени.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни —
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Вопросы и задания
Какие выразительные средства помогают вам лучше
представить осень – художественное пространство, предметы, краски? О чем
говорят сравнения? Зачем поэт рисует и то, что он видит днем, и
картину, увиденную под сиянием лунным?
Какие слова помогают понять чувства поэта? Выделите этот
словесный ряд. Подумайте над значением интонации, восклицательных
предложений и пауз, роли стихотворного ритма для выражения чувств.
Рассмотрите словесный ряд: славная – здоровый – ядреный – усталые – бодрит – студеной – выспаться. Что вы можете сказать о стилистической и эмоциональной окраске выделенных слов? Что можно на основании ваших наблюдений сказать об отношении лирического героя к простому народу?
Рассмотрите другой ряд: покой – простор – славная –
свежи – морозные – ясные – тихие – нет безобразья в природе – все хорошо
под сиянием лунным – родимую Русь. Какова стилистическая и эмоциональная окраска выделенных слов? Это слова прозаические или поэтические? В чем их значение?
Как вы понимаете фразы: «Нет безобразья в природе!»,
«Все хорошо под сиянием лунным»? Только ли противопоставление красоты
природы отсутствию красоты в человеческих отношениях содержится в них? А
может быть, отношения человека и природы, по мысли Некрасова, более
сложно и в человеческих делах тоже есть красота? В чем она? Вспомните
строки из стихотворения, говорящие об этом. А может, еще важнее в
приведенных выше словах мысль о том, что народ умеет одухотворить
природу, что в нем живо высокое духовное начало?
Можно ли утверждать, что лирический герой – поэт,
умеющий в обыкновенном увидеть высокий смысл, поэзию, красоту? И что в
стихотворении передан взгляд русского народа на природу, его отношение к
родине? Аргументируйте свою мысль.
Каково отношение народа к природе? к родине? Сопоставьте
сделанное вами заключение со словами генерала: «Ваш славянин,
англо-сакс и германец / Не создавать – разрушать мастера, / Варвары!
дикое скопище пьяниц!..» С чем спорит и что утверждает поэт своим
описанием осени?
Какова роль первой части в композиции стихотворения? Как это описание помогает понять смысл стихотворения «Железная дорога»?
Попробуйте самостоятельно сопоставить стихотворения,
близкие по теме: описание осени в стихотворениях Некрасова «Железная
дорога», Бунина «Листопад» и Пушкина «Осень». Каков образ-переживание
каждого из поэтов? |