«Интертекст в культуре авангарда». Нас
заинтересовала тема, и мы решили поработать в этом направлении. Первое, что мы
исследовали, были статьи со спорами современных литературоведов о некоторых
мировоззренческих и эстетических проблемах литературы конца XX
начала-XXI века «Литература конца XX века: упадок или поиски
новых путей?», опубликованные в журнале «Литературная учеба».
Постмодернизм базируется на трех основных
постулатах. Один из них – «утрата веры в смысл бытия и надличностную цель
человеческого существования» (К.Степанян). Если на рубеже XIX-XX
веков мир раскололся и человек пытался уйти от хаоса реальности в свой внутренний
мир, то в 80-е годы XX века конец света уже наступил и «создавать новое
в духовной сфере» не имеет смысла.
Искусство, по Юнгу, «интуитивно постигает
перемены в коллективном бессознательном». Сегодня стал очевидно
неизбежным такой тектонический сдвиг, который вызывает смену парадигм, а
значит, наборов ценностей, типов сознания, мировоззренческой стратегии и метафизических установок.
Если суммировать признаки постмодернистской
художественной парадигмы, свойства, качества, характеристики, выявленные
в процессе изучения этого явления как зарубежными, так и отечественными исследователями, то окажется, что постмодернизм обладает
определенными типологическими характеристиками, которые можно «развести»
по разным уровням...
В постгуманистическую эпоху сознание
человека пронизывает ощущение катастрофы, конца света, Апокалипсиса,
того, что социопсихологи называют милленаризмом.
Сложность осмысления русской литературы
конца XX века обусловлена в первую очередь тем, что существующие
художественные явления, утвердившиеся в творческой практике факты и
понятия не имеют на теоретическом и методологическом уровнях точного
формального определения.
Вопросы о взаимоотношениях искусства и
действительности, предмете исследования и познавательных возможностях
литературы постмодернизма остаются открытыми.
Один из известных теоретиков концептуализма
Б. Гройс пишет о том, что понятие постмодернизма допускает
множественность толкований, но сущность его заключается в принципиальном
сомнении в возможности создания исторически нового, в отличие,
например, от модернизма в различных его проявлениях и модификациях,
направленных на преодоление старого, на трансгрессию и инновацию.
Попытки подвести итог постмодернистского
этапа в современной русской литературе предпринимаются многими
исследователями, но изучение этого феномена тем не менее не закончено.
Сама природа этой уже сложившейся, но еще не разрушившейся
художественной системы заключает перспективу дальнейшего развития.