Если суммировать признаки постмодернистской
художественной парадигмы, свойства, качества, характеристики, выявленные
в процессе изучения этого явления как зарубежными (Ихаб Хассан, Жан
Бодрийяр, Жак Деррида, Жиль Делез), так и отечественными исследователями
(М.Эпштейн, Н.Лейдерман, М.Липовецкий, М.Золотоносов, С.Чупринин,
В.Курицын, А.Якимович и др.), то окажется, что постмодернизм обладает
определенными типологическими характеристиками, которые можно «развести»
по разным уровням:
1. На уровне содержания.
Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, намеков, ситуация «лабиринта смыслов», «мерцание смыслов».
2. На уровне аксиологии.
Деканонизация, борьба с традиционными
ценностными центрами (сакральное в культуре человек, этнос, Логос,
авторский приоритет), размытость или разрушение оппозиций добро-зло,
любовь-ненависть, смех-ужас, прекрасное-безобразное, жизнь-смерть. В
этом плане постмодернизм в какой-то степени представляет собой
философскую «химеру», антисистему, своего рода модернизированное
манихейство, если оперировать понятиями и определениями, например,
Л.Н.Гумилева.
3. На уровне композиции.
Фрагментарность и принцип произвольного
монтажа, сочетание несочетаемого, использование вещей не по назначению,
несоразмерность, нарушение пропорций, дисгармоничность, произвольное
оформление аморфности, торжество деконструктивистского принципа: разрушение и установление новых связей в хаосе.
4. На уровне жанра.
а) Маргинальность как следствие разрушения традиционных жанров, создание форм
«промежуточной словесности» — по выражению Л. Гинзбурга (литература,
теория, философия, история, культурология, искусствоведение равно
наличествуют в рамках одной жанрово-видовой модификации); жанровый
синкретизм.
б) Смешение высоких и низких жанров, что
проявляется, с одной стороны, в беллетризации литературы, в отходе,
декларированном отказе от назидательности, серьезности, добродетельности
в сторону занимательности, авантюрности, с другой — в жанровой диффузии.
в) Политекстуальность,интертекстуальность, насыщенность текста внетекстовыми аллюзиями, реминисценциями, наличие широкого культурологического контекста.
5. На уровне человека, личности, героя, персонажа и автора.
Представление о человеке с точки зрения антропологического
пессимизма, примат трагического над идеальным. Торжество
иррационального начала, имманентного сознания, апокалиптического
мироощущения, эсхатологического мировоззрения.
6. На уровне эстетики.
Подчеркнутая антиэстетичность, шок,
эпатаж, вызов, брутальность, жестокость зрения, тяга к патологии,
антинормативность, протест против классических форм прекрасного,
традиционных представлений о гармоничности и соразмерности;
7. На уровне художественных принципов и приемов.
а) Инверсия (принцип переворачивания, «перелицовывания»).
б) Ирония, утверждающая плюралистичность мира и человека.
в) Знаковый характер, отказ от мимесиса и
изобразительного начала, разрушение знаковой системы как обозначения
торжества хаоса в реальности;
г) Поверхностный характер, отсутствие психологической и символической глубины.
д) Игра как способ существования в
реальности и искусстве, форма взаимодействия литературы и
действительности, возможность сокрытия подлинных мыслей и чувств,
разрушение пафоса.
Разумеется, все эти характеристики не
являются безусловными и исключительными, характеризующими литературу
именно данного направления. Более того, они могут присутствовать в
творчестве современных писателей в разной мере и степени, иногда на
уровне лишь интенции, но несомненно, что подобные тенденции носят в русской литературе последней трети XX века все более объемный характер. |