Если воздействие культуры на язык вполне очевидно и
разнообразно, то вопрос об обратном воздействии — языка на культуру —
остается открытым.
Лучшие умы XIX в. понимали язык как духовную силу,
которая формирует культуру народа. Однако как увидеть влияние языка на
мировосприятие и культуру? В науках о человеке еще не найдены подходы,
которые позволили бы открыть наиболее глубокие и внутренние истоки
человеческой культуры. Например, мы не вполне отдаем себе отчет в том,
насколько тот культурный мир, который человек создал вокруг себя,
определен его физическими и психическими возможностями, например
человеческими — антропоморфными — представлениями о том, что такое
"большой", "малый", "соразмерный", "симметричный", "красивый".
По-видимому, антропоцентризм человеческой культуры будет вполне понят
лишь при встрече с цивилизациями, созданными на ином телесном и
психофизиологическом субстрате… При всем остром интересе современного
человека к фольклору, мифу, мы все еще недостаточно представляем меру
присутствия и участия фольклора в современной культуре. Во многом
аналогичную роль играет в культуре язык. Взгляд на мир, запечатленный в
языке, развертывается в культуре народа, как зерно в колосе. Однако в
сравнении с фольклором язык выступает как еще более древнее, более
глубокое и органическое для этноса содержание. Поэтому так трудно
определить роль языка в истории культуры. |