Прошлое каждого языка представляет собой
диалектическое единство двух разнонаправленных линий развития: 1)
развития, усиливающего различия между языковыми образованиями, и 2)
развития, сближающего языки или диалекты. В каждом направлении иногда
различают по две фазы: а) дифференциация (лат. differentia — различие) как процесс распадения праязыка на несколько самостоятельных языков-наследников и б) дивергенция (лат. divergere
— обнаруживать расхождение) — дальнейшее расхождение, отдаление друг от
друга родственных языков или диалектов. Углубление дивергенции может
приводить к новому расщеплению прежде единого языка на самостоятельные
отдельные языки.
В сближающем развитии аналогично: а) конвергенция (лат. convergere
— приближаться, сходиться) — возникновение у нескольких языков (как
родственных, так и неродственных) общих свойств, сближение этих языков
вследствие длительных языковых контактов; б) интеграция (лат. integer—
целый) — слияние языков в один язык (как завершающий этап их сближения и
нивелирования различий). В этом смысле употребляют также термины смещение или скрещивание языков.
Процессы сближения и процессы расхождения языков
находятся в диалектической взаимосвязи. Дробление праязыка и дивергенции
родственнык языков — это всегда следствие не только нарушения прежних
контактов, но и установления новых контактов, новых
отношений, т. е. результат сближения или смешения диалектных ответвлений
праязыка с иными, в том числе и с неродственными языками и диалектами.
При этом география языковых контактов, границы языков и диалектов в
конечном счете определяются историей народов.
Как показано в работах Ф.П. Филина и
Г.А. Хабургаева, границы современных восточнославянских языков не
совпадают с древнерусскими диалектными зонами. Это значит, что к
образованию русского, украинского и белорусского языков привело не
просто углубление диалектных различий древнерусском языка. Их
образование — результат формирования новых
диалектно-этнографических общностей, обусловленных процессами социальной
истории древнерусской народности в прслемонгольское время.
"Этноязыковая картина восточного славянства была бы иной, если бы не
было грозных событий XIII–XV вв." (Филин 1972, 637).
|