С точки зрения семиотики язык — уникальная, но не
единственная знаковая система: он сопоставим с языком пчел, дорожной
сигнализацией, алгоритмическим языком программирования. С точки зрения
науки об обществе язык не имеет аналогов. Он не просто своеобразен — по
ряду существенных признаков он отличается от всех общественных явлений.
1. Язык, сознание и социальный характер трудовой
деятельности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент
человеческого своеобразия в биологическом виде Homo sapiens.
2. Наличие языка есть необходимое условие
существования общества на всем протяжении истории человечества. Любое
социальное явление в своем существовании ограничено в хронологическом
отношении; оно не изначально в человеческом обществе и не вечно. Так, не
всегда существовала, по мнению большинства специалистов, семья; не
всегда были частная собственность, государство, деньги; не изначальны
также различные формы общественного сознания — наука, право, искусство,
мораль, религия. В отличие от неизначальных и/или преходящих явлений
общественной жизни, язык изначален и будет существовать до тех пор, пока
существует общество.
3. Наличие языка есть необходимое условие
материального и духовного бытия во всех сферах социального пространства.
Любое общественное явление в своем распространении ограничено
определенным "местом", своим пространством. Разумеется, в обществе все
взаимосвязано, однако, допустим, наука или производство не включают в
себя (в качестве компонента, условия, предпосылки, средства и т. д.)
искусство, а искусство не включает в себя науку или производство. Иное
дело язык.
Он — глобален, вездесущ. Сферы использования языка
покрывают все мыслимое социальное пространство. Будучи важнейшим и
основным средством общения, язык не отделим от всех и любых проявлений
социального бытия человека.
4. Язык зависим и не зависим от общества.
Глобальность языка, его включенность во все формы общественного бытия и
общественного сознания порождают его надгрупповой и надклассовый
характер. Однако надклассовость языка не означает его внесоциальности.
Общество может быть разделенным на классы, но оно остается обществом,
т. е. известным единством, сообщностью людей. В то время
как развитие производства приводит к социальной дифференциации общества,
язык выступает как его важнейший интегратор. Вместе с тем социальная
структура общества и социолингвистическая дифференциация речевой
практики говорящих находят известное отражение в языке. Общенародный
язык социально неоднороден. Его социальная структура, т. е. состав и
значимость социальных вариантов языка (профессиональная речь, жаргоны,
просторечие, кастовые языки и т. п.), а также типы коммуникативных
ситуаций в данном обществе обусловлены социальной структурой общества.
Однако, при всей возможной остроте классовых противоречий, социальные
диалекты языка не становятся особыми языками.
5. Язык — это явление духовной культуры
человечества, одна из форм общественного сознания (наряду с обыденным
сознанием, моралью и правом, религиозным сознанием и искусством,
идеологией, политикой, наукой). Своеобразие языка как формы
общественного сознания состоит в том, что, во-первых, язык, наряду с
психофизиологической способностью отражать мир, является предпосылкой
общественного сознания; во-вторых, язык представляет собой семантический
фундамент и универсальную оболочку разных форм общественного сознания.
По своему содержанию семантическая система языка ближе всего к
обыденному сознанию. Посредством языка осуществляется специфически
человеческая форма передачи социального опыта (культурных норм и
традиций, естественнонаучного и технологического знания).
6. Язык не относится к идеологическим или
мировоззренческим формам общественного сознания (в отличие от права,
морали, политики, философского, религиозного, художественного,
обыденного сознания). Как сказал Иосиф Бродский в Нобелевской лекции,
"язык … к этическому выбору не способен".
7. Язык сохраняет единство народа в его истории вопреки классовым барьерам и социальным катаклизмам.
8. Развитие языка в большей мере, чем развитие права, идеологии или искусства, независимо
от социальной истории общества, хотя в конечном счете оно обусловлено и
направлено именно социальной историей. Важно, однако, охарактеризовать
меру этой независимости. Связь истории языка и истории общества
очевидна: существуют особенности языка и языковых ситуаций,
соответствующие определенным ступеням этнической и социальной истории.
Так, можно говорить о своеобразии языков или языковых ситуаций в
первобытных обществах, в средние века, в новое время (см. с. 144–151).
Вполне очевидны также языковые последствия таких социальных потрясений,
как революции, гражданские войны: смещаются границы диалектных явлений,
нарушается прежний нормативно-стилистический уклад языка, обновляется
политическая лексика и фразеология (см. с. 151–152).
Однако в своей основе язык остается прежним, единым, что обеспечивает
этническую и культурную непрерывность общества на всем протяжении его
истории.
Своеобразие языка как общественного явления, по сути
дела, коренится в его двух особенностях: во-первых, в универсальности
языка как средства общения и, во-вторых, в том, что язык — это средство,
а не содержание и не цель общения; семантическая оболочка общественного
сознания, но не само содержание сознания. Язык по отношению к духовной
культуре общества сопоставим со словарем по отношению ко всему
разнообразию текстов, построенных на основе этого словаря. Один и тот же
язык может быть средством выражения полярных идеологий, разноречивых
философских концепций, бесчисленных вариантов житейской мудрости.
Итак, язык выступает как универсальное средство
общения народа. Он сохраняет единство народа в исторической смене
поколений и общественных формаций, вопреки социальным барьерам, — тем
самым объединяя народ во времени, в географическом и социальном
пространстве. |