Современные представления о функциях языка (т. е. о
его роли или назначении в жизни общества) могут быть систематизированы в
соответствии со структурой коммуникативного акта как базового понятия
теории коммуникации. Принципиальная схема коммуникативного акта была
предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в
работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов
она известна в изложении Р.О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика"
(I960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).
Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону, таковы:
Референция (лат. referre — сообщать,
докладывать; называть; соотносить) — это содержание сообщения. В
осуществлении референции, т. е. в сообщении определенной информации,
состоит коммуникативная функция языка/речи. Это главная функция языка и
основная функция большинства коммуникативных актов. С референцией
связана и вторая важнейшая функция языка — познавательная.
С адресантом (отправителем сообщения) и адресатом
(получателем сообщения) связаны такие функции, как регулятивная, или
призывно-побудительная, т. е. функция регуляции поведения адресата со
стороны отправителя сообщения (см. с. 17–18); экспрессивная, или эмотивная, функция, состоящая в выражении субъективно-психологического состояния говорящего (см. с. 18–19). Если цель конкретною коммуникативного акта состоит в том, чтобы наладить — или упрочить контакт между его участниками, то язык выступает в фатической функции (см. с. 19–20). Код
в речевой коммуникации — это тот язык или его вариант (диалект, сленг,
стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Если
высказывание направлено на то, чтобы пояснить характер использования
кода (языка), то имеет место метаязыковая функция (см. с. 20–21). Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст. "Направленность (Einstellung) на сообщение, как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого — это поэтическая, или эстетическая функция языка" (Якобсон 1975, 202); (см. с. 21–23).
Коммуникативная и познавательная функции являются
основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому
их иногда называют функциями языка, в отличие от остальных, не таких
обязательных, функций речи. По-видимому, не бывает сообщений,
выполняющих только одну функцию, но можно говорить о преобладании той
или иной функции в конкретном речевом акте. |