С созданием письма в обществе возникают специальные
институты, которые обеспечивают функционирование письменной речи и
непрерывность письменной традиции. Это, во-первых, школа и, во-вторых,
те или иные хранилища текстов — библиотека, архив, музей (см.:
Рождественский 1979, 55). Школа является обязательным условием существования письменности: школа учит понимать написанное и создавать новые тексты.
Роль школы в истории языковой коммуникации состоит в
том, что школа подготавливает подрастающее поколение к участию в
сложных видах информационного обмена — с использованием письма,
искусственных семиотических систем (например, символических языков
математики, физики или таких семиотик, как географическая карта или
чертеж), с использованием неродных (иностранных) языков. То, что входит в
предмет общего образования, сразу становится традицией, классикой или
азбучной истиной, начинает "само собой разуметься". Именно через школу
новые семиотики и новые технические средства общения, становясь
по-настоящему массовыми, внедрялись в жизнь. Особенно велика роль школы в
распространении такого сложного и богатого "кода", как литературный
язык. В отличие от знаков дорожном движения, литературному языку нельзя
выучиться за две недели. Здесь нужны годы школьного
учения, т. е. чтения классических произведений и просто правильных
(т. е. отвечающих языковым нормам) текстов учебников, под руководством
учителей, вполне владеющих литературной нормой и могущих научить
правильной устной и письменной речи.
Роль школы в социальной истории языков особенно
заметна в условиях двуязычия. Из всех факторов, способных упрочить
позиции языка этнического меньшинства, самым действенным является
использование этого языка в качестве языка обучения в средней школе (в
сравнении с такими факторами, как: 1) использование языка в массовой
коммуникации; 2) использование в судопроизводстве и администрации; 3)
придание языку престижного юридического статуса "государственного" или
"официального"; 4) наличие литературной традиции на языке этнического
меньшинства; см. с. 122–131). Первенствующая
роль школы в сохранении языков меньшинств связана, во-первых, с тем, что
школа, в отличие от семьи, передает подрастающему поколению язык
функционально более богатый, чем язык семейно-бытовой. Язык базового
образования имеет наибольшие шансы стать основным языком
жизнедеятельности человека. Во-вторых, само существование средних школ с
определенным языком обучения предполагает достаточно широкую
инфраструктуру, которая "работает" на сохранение этого языка.
Начать с того, что нужны учителя для преподавания
на языке всех предметов средней школы. Значит, в пединститутах должны
быть, как минимум, группы или отделения, готовящие таких специалистов.
Далее, нужны учебники, пластинки, учебные фильмы на языке меньшинства;
нужна литература хотя бы для внеклассного чтения, а может быть, и для
развлечения. Значит, нужны авторы, владеющие этим языком, а также
переводчики, редакторы, корректоры, наборщики. Создаются органы,
координирующие работу школы (средней и высшей) и издательского дела на
языке. В таких условиях естественно возникает печать на своем языке,
свои программы или каналы на радио и телевидении, свои клубы, свои
любительские театры и т. д. Вполне вероятно, что дети тех, кто хотя бы в
силу профессии связан с языком этнического меньшинства, пойдут в
среднюю школу с этим языком обучения.
|