Наиболее ранние (известные науке) концепции языка
были частью религиозной картины мира. Несмотря на мифопоэтическую форму,
некоторые из древнейших представлений о языке поразительно созвучны
современным.
Например, в Ведах есть сюжет о первичном состязании
между молчащим божеством чистого разума и богиней речи; разум
побеждает, однако за речью признается роль необходимой опоры творящего
разума. Христианская философия языка утверждала могучую созидающую силу
слова: согласно Библии, мир возник через слово: Бог произносил слово и
это было актом творения. Библия исходит из предопределенности смешения
языков и вместе с тем стремится преодолеть языковые барьеры.
Первоначально единый и совершенный (потому что от Бога) язык Адама;
затем (Бытие 11) смешение и рассеяние языков в наказание за людское
тщеславие во время "творения" "Вавилонского столпа" ('башни'); наконец,
"искупление языков" — чудесное "говорение языками", на Троицу дарованное
Св. Духом разноязычным апостолам (Деяния), — таковы главные вехи
библейской истории языков.
В Евангелии от Иоанна Слово (греч. Lógos
— слово, учение) означает второе лицо Троицы — Христа (Сына Божия). В
одном из православных сочинений о языке в этой связи говорится: Слово
же в чловеце во образ Сына Божия, понеже Сын Божий имат у себе два
рождения, первое родися от Отца неким рождением непостижным […], второе
же родися без страсти истинно плотию [..] Того ради по сугубому рождению
Сына Божия и нашего слова сугубое рождение, понеже бо наше слово
рождается прежде от душа неким рождением непостижным и пребывает у душа
неведомо. И паки рождается вторым рождением плотьским, еже есть устнами
изыдет и гласом в слышании объявится (Беседа о учении грамоте; цит.
(с графическими упрощениями) по изданию: Ягич 1885–1895, 675–676).
Значит, по мысли писавшего, слово, подобно Христу, "двугубо" — духовно и
телесно, и духовная сущность слова непостижима, как непостижимо
рождение Христа. В современной теории языка эта мысль выражается в
другой терминологии: в языке есть две стороны — значение и форма
(вариант терминов: план содержания и план выражения); при этом, как в старину рассуждали о непостижном рождении Слова от душа, так в современной лингвистике часто пишут об особой трудности изучения семантики.
Несмотря на мифопоэтическую форму, легко видеть,
что религиозное сознание поставило основные вопросы философии языка
(язык и мысль; форма и содержание в языке; созидающие возможности
языка).
Таким образом, в культурах, исповедующих религии
Писания, религиозные потребности выступают как фактор, который не только
развивает коммуникативные возможности языка, но и стимулирует и
углубляет рефлексию над языком. Все это существенно повышает
филологическую культуру общества, в конечном счете — филологическое
обеспечение коммуникации (и, разумеется, не только в сфере религиозной
практики). |