Говоря о роли языка в познании, следует различать
два аспекта: 1) участие языка, точнее системы языковых значений (как
компонента сознания человека), и речемыслительных механизмов сознания в
процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий,
суждений, умозаключений; участие языка в различных мыслительных
операциях (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т. п.), а
также в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от
поколения к поколению общественно-исторического опыта людей.
Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях: во-первых, в самом языке, т. е. в семантических системах словаря и грамматики (это "библиотека значений"); во-вторых, при помощи языка, — в речи, т. е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке ("библиотека текстов").
Если сравнить, с одной стороны, те сведения о
внеязыковой реальности, которые можно извлечь из самого полного
толкового словаря и подробной семантической грамматики некоторого языка,
а с другой, — те сведения о мире, которые содержатся во всем сказанном и
написанном на этом языке, то легко видеть, что информация,
аккумулированная в семантической системе языка, по объему в тысячи раз
меньше информации, содержащейся в текстах на языке. Достаточно сравнить,
например, те представления о грозе, громе, молнии, тумане, росе,
радуге, электричестве, которые складываются у человека до обучения,
т. е. только на основе усвоения значений слов гроза, гром, молния, туман и т. д., и то понимание соответствующих явлений природы, которое формируется у человека из рассказов родителей, учителей, книг.
Однако, несмотря на ограниченный объем информации,
составляющей семантику языка, она играет исключительно важную роль в
овладении всем информационным богатством человечества. Дело в том, что
значения слов и содержание грамматических категорий, — все эти неточные и
неглубокие "обывательские", как о них писал Л.В. Щерба, представления о
"клеточках" действительности, — запечатлели первый и поэтому во многом
жизненно важный опыт освоения человеком окружающей действительности. Эти
исходные представления в целом не противоречат позже добытому знанию; напротив, они образуют тот фундамент, на котором
постепенно воздвигаются стены более полного, глубокого и точного знания о
мире.
В своем основном объеме информация, составляющая
семантику языка, известна всем говорящим на этом языке, без различия
возраста, образования, социального положения. До школы, "только" в
процессе овладения языком, в сознании ребенка формируются (не названные и
до обучения не осознанные!) представления о времени и пространстве, о
действии, субъекте и объекте действия, о количестве, признаке, причине,
цели, следствии, реальности и нереальности и многих других
закономерностях окружающего мира. В отличие от языковой семантики, в
основном известной каждому говорящему (терминологическая периферия
общего словаря здесь, конечно, не в счет), поздняя информация,
содержащаяся в текстах, известна отдельным говорящим в разной мере — в
соответствии с их возрастом, образованием, социальным положением,
профессией.
В отличие от интенсивно меняющейся информации
текстов, информация, сконцентрированная в языковой семантике,
характеризуется исключительной стабильностью. Ср. эволюцию представлений
о теплоте в истории естествознания и почти неизменность семантики слова
тепло в истории языка. Физикам легко договориться и принять
очередную концепцию теплоты, а обиходное сознание меняется медленно, его
устраивают те нестрогие, бытовые представления, которые люди связывают
со словом тепло. Стабильность информации, заключенной в языке,
связана с ее внутренним, опорным характером по отношению к знанию,
содержащемуся в текстах. |