Религия и язык входят в число тех факторов, которые
определяют менталитет народа (т. е. своеобразие его психического склада,
мировосприятия, поведения). Естественно, язык и религия в разной мере и
по-разному определяют этническое своеобразие; различна также их роль в
судьбах разных народов и в судьбе одного народа на разных этапах его
истории. На с. 90–91 будет показано, что язык не является обязательным
признаком этноса: существуют этносы, говорящие на нескольких языках, и
языки, которые используются несколькими народами. Соотношение этнических
и религиозно-конфессиональных общностей людей еще дальше от простого соответствия
"один народ — одна религия". При этом соотношение языковых, этнических,
конфессиональных и государственных границ между социумами различно в
разные исторические эпохи.
В первобытную пору, на ранних стадиях развития
религии, когда преобладают племенные, преимущественно языческие
верования, границы этноса и религиозной общности совпадают.
В древнем мире и в средние века, по мере становления
государственных образований и распространения письменности, формируются
новые сложные религиозные культы надэтнического характера: индуизм,
буддизм (и ламаизм как его тибето-монгольская ветвь), зороастризм,
христианство, ислам. Постепенно складываются монотеистические
культурно-религиозные миры, выходящие за пределы этнических и
государственных объединений: индуистско-буддийский мир Южной Азии,
конфуцианско-буддийский мир Дальнего Востока, зороастризм на Ближнем и
Среднем Востоке, христианство, ислам. География мировых религий
определялась распространением вероисповедных текстов на культовом
надэтническом языке. У индусских народностей таким языком был санскрит
(язык Вед); у китайцев, японцев, корейцев — вэньянь (язык сочинений
Конфуция) и письменно-литературный тибетский; у народов, исповедовавших в
древности и раннем средневековье зороастризм, — авестийский язык; у мусульман (арабов, тюрков, иранских народов) —
письменно-литературный арабский язык (язык Корана) и классический
персидский; у христианских народов Европы — греческий и латынь, при этом
у православных славян и румын — церковнославянский язык.
В средние века именно культурно-религиозные миры
определяют карту мира. Каждый такой мир включает множество этносов,
объединенных одной религией и общим, надэтническим, языком своего
вероучения. В те времена конфессиональные различия между группами
населения обладали большей значимостью, чем различия этнические,
языковые или государственные. Не случайно большинству войн (в том числе
гражданских и династических) приписывали религиозный характер —
достаточно вспомнить о крестовых походах и газавате.
В новое время большинство народов сохраняет
традиционную для своей истории религиозную ориентацию — в качестве
одного из самых глубоких духовных и культурных измерений общества и
человека. Вместе с тем с развитием опытного знания и рационализма
религия перестает быть господствующей формой общественного сознания,
усиливаются процессы секуляризации. После Великой французской революции 1789–1794 гг. и
особенно в XX в. в разных странах Европы и США растет обособление
церковной и светской жизни: происходит отделение церкви от государства и
школы; свобода вероисповедания включается в число конституционных прав
гражданина; за разными конфессиями признается равный юридический статус;
распространяется веротерпимость и религиозный плюрализм. В Европе и
Америке сейчас нет государств, которые определяли бы себя по
конфессиональному признаку (в отличие от Ирана, Мавритании и Пакистана, в
официальное название которых включено слово исламский). Нет и
межгосударственных объединений по религиозному признаку (за исключением
Организации исламской конференции, куда входят 43 афро-азиатских
государства и Организация освобождения Палестины). Вероисповедание все
более становится частным делом человека, как и конфессии — независимыми
от государства объединениями верующих. Поэтому вероисповедная
принадлежность перестает быть внешней, формальной приметой определенного
статуса государства или лица.
На современной карте мира расселение людей различных
вероисповеданий в целом соответствует исторически сложившейся географии
религий и не совпадает с границами языков, этносов и государств.
Нации (как современная форма консолидации этноса)
наследовали ментальные и культурные традиции своей религии, однако эти
традиции носили и носят преимущественно надэтнический характер. Сейчас
редки однонациональные религии (такие, как иудаизм евреев, синтоизм
японцев или армяно-григорианская церковь Армении). Обычно одну религию
исповедуют несколько или множество народов. Таковы прежде всего основные
мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и некоторые локальные
религии, вышедшие за пределы одного этноса (например, индуизм исповедуют
не только в Индии, но и в Непале, Шри-Ланке, Индонезии; конфуцианство,
кроме Китая, — также в Корее, Таиланде; зороастризм — в Иране и Индии). С
другой стороны, в современном мире достаточно обычно сосуществование в
рамках нации нескольких конфессий. Так, среди белорусов и украинцев есть
православные, католики, униаты, протестанты; среди венгров — католики, протестанты (кальвинисты и
лютеране), православные; в Египте — мусульмане, христиане (католики,
протестанты, униаты). В некоторых культурах один человек может
исповедовать несколько религиозных учений. Например, в Китае, в
зависимости от времени года и суток, характера религиозной настроенности
или потребности, верующий обращается то к Конфуцию, то к практике
даосизма или буддизма; в японском религиозном сознании уживаются
синтоизм и буддизм. Исключительное конфессиональное многообразие
характерно для США, где зарегистрировано 260 церквей, в том числе 86 из
них насчитывают свыше 50 тыс. последователей (Брук 1986, 115).
Конфессиональное единство народа сохраняют испанцы, итальянцы, литовцы,
поляки, португальцы, французы, хорваты (в основном католики); датчане,
исландцы, норвежцы, шведы (лютеране); греки, болгары, русские, румыны,
сербы (в основном православные).
В новое время процессы образования государств направляются преимущественно этнонациональным, а не религиозным фактором.
Нередко, однако, и сейчас вероисповедание может
становиться основой объединения или, напротив, разъединения людей.
Например, в Боснии и Герцеговине (сербская по языку республика бывшей
Югославии) мусульмане считают себя особым этносом (боснийцы-муслимане)
именно по конфессиональному признаку. Конфессиональные различия во
многом определили конфронтацию 1991–1993 гг. хорват (католиков) и сербов
(православных); незатухающие столкновения ирландцев (католиков) и
англичан (протестантов) в Ольстере; нескольких христианских (арабских) и
нескольких мусульманских (также арабских ливанских и палестинских)
общин в Бейруте.
Таким образом, в историческую (письменную) эпоху
религия не являлась этнообразующим фактором; в современном мире
церковно-вероисповедные признаки не определяют демаркационных линий
между государствами и народами. |