Этническое развитие в современном мире
характеризуется некоторыми новыми тенденциями, которые существенно
меняют традиционные отношения понятий "народ" и "язык". Во многих
регионах третьего мира складываются этнические общности более крупные,
чем нация. Их границы совпадают с границами государств или больших
регионов внутри государств и в той или иной мере соответствуют границам
прежних европейских колоний. Достаточно обычна такая ситуация. Ряд
племен и более мелких, этнических групп говорит на практически разных,
даже не всегда родственных языках. В межэтническом общении внутри
региона они используют несколько языков-посредников — иногда один из
племенных языков региона, но чаще — языки соседей. Однако, вопреки
реальным языковым барьерам, племена региона характеризуются общим
этническим самосознанием, имеют единое самоназвание, т. е. представляют
собой один народ. Государство объединяет десятки таких внутренне
разноязычных народов.
В крупнейшей по численности населения африканской
стране — Нигерии — 80 млн. жителей говорят на 200 языках (по некоторым
оценкам, языков около 500), причем многие языки распространены в
соседних государствах — Гане, Дагомее, Того, Нигере. На трех главных
языках Нигерии — хауса, йоруба, ибо — говорит около половины населения.
Именно эти языки, имеющие письменность и литературные традиции,
считаются кандидатами на роль общенационального языка. Используются
также импортированные языки: в мусульманской религии и культуре —
классический арабский; в официальной сфере, в художественной литературе — английский (имеющий статус официального языка
государства); в межэтнических деловых контактах — пиджин-инглиш (о
пиджинах см. с. 110–111). И тем не менее,
несмотря на этническую и языковую пестроту, на то, что крупнейшие языки
Нигерии, будучи распространены за ее пределами, не являются специфически
нигерийскими и, следовательно, с трудом могут служить средством
этнической идентификации; несмотря на процессы сложения новых
народностей и сильную межэтническую рознь, в Нигерии популярен лозунг
сплочения всего народа страны: "единое государство — единая нация —
единый язык". Вопрос о едином "государственном", или "официальном",
языке в Нигерии далек от решения, однако это движение способствует
формированию черт наднациональной общности (Проблемы 1977, 86 — 105;
Виноградов. Коваль, Порхомовский 1984, 81–92).
Таким образом, в этноязыковых ситуациях в странах
третьего мира язык перестает быть признаком этноса и средством
этнической консолидации. С этим связана резкая асимметрия в соотношении
количества языков и народов: языков значительно больше, чем народов,
поскольку несколько разноязычных групп населения могут осознавать себя
одним народом. Большая Советская Энциклопедия (3-е изд.) определяет
количество языков на Земле в интервале от 2,5 до 5 тыс[62]. В то же время разных народов на Земле (по данным на 1983 г.) около U тыс. (Брук 1986, 90).
По-видимому, в дальнейшем диспропорция между
количеством языков и количеством народов мира будет возрастать. Дело в
том, что процессы этнической и языковой консолидации протекают с разной
скоростью и не всегда взаимосвязаны. Тенденция к постоянному укрупнению
этнических единиц проявляется в истории народонаселения с большей
определенностью и силой, чем конвергентные явления в процессах языкового
контактирования. В первобытную эпоху, на заре цивилизации существовали
многие тысячи разноязычных племен и народов. 600–700 человек, занимающих
пространство в 5–6 миль, могли составлять особую этническую общность и
говорить на языке, непонятном соседям. Такую языковую картину застал в
Новой Гвинее Н.Н. Миклухо-Маклай. В Австралии в XIX в. на 300 тыс.
аборигенов приходилось 500 языков австралийской семьи (т. е. в среднем
один язык на 600 человек). Сходная языковая картина открылась
современным исследователям Африки. Так, к югу от Сахары насчитывается
примерно 2 тыс. языков. Множественность и дробность языковых семей
Африки, Океании рассматриваются в социолингвистике как наследие и вместе
с тем аналог этноязыковых ситуаций племенного строя.
В сравнении с разноплеменными и разноязычными
империями прошлого, сколоченными силой оружия (Римская империя,
Монгольская империя Чингисхана, Золотая Орда, "Османская империя,
колониальные империи европейских метрополий), для многонациональных
государств третьего мира характерен более высокий уровень этнической,
культурной и языковой интеграции. Здесь нет противостояний "имперского
центра" и "завоеванных провинций", поэтому в качестве сверхэтнических
объединений они более жизнеспособны. Культурно-языковую конвергенцию
усиливают массовая коммуникация, общая интенсивность и надэтнический
характер информационных процессов в мире. Укрепляются социальные позиции
языков-посредников (пиджинов, койне, лингва франка, мировых языков; см.
с. 110–113).
Итак, на политической карте третьего мира
преобладают многонациональные и разноязычные государства. Их создавали
народы, совместно освобождавшиеся от колониальной зависимости, и
сверхэтнические сообщества в границах прежних колоний казались
естественной и перспективной социальной организацией.
Вскоре, однако, обнаружились многосторонние внутренние межэтнические конфликты — трайболизм в Африке, незатухающая вражда "сепаратистов" и
"унитаристов" на полуострове Индостан. Существование многонационального
государства постоянно чревато межнациональными конфликтами. Самые разные
другие противоречия — экономические, территориальные, политические,
религиозные, сословно-классовые, идеологические — легко приобретают
национальную оболочку и могут протекать как межнациональные. В быстроте и
ярости, с какой вспыхивает национальная вражда между еще недавно
мирными соседями, много иррационального, слепого, патологического.
Однако фатальной неизбежности межэтнических
конфликтов нет. И дело не в том, чтобы каждый этнос отгородился от
соседей государственными границами. В современном мире уже невозможно
разойтись "по национальным квартирам" — слишком тесен стал мир, сильна
миграция, интенсивно смешение рас и народов, взаимозависима экология.
Все меньше остается однонациональных государств — из-за миграции, в
результате появления новых этносов. Современные народы вынуждены жить рядом и вместе.
Поэтому они вынуждены уживаться друг с другом — вырабатывать в каждом
человеке терпимость к "инаковости", уважение к правам живущих рядом
людей другого языка и другой культуры.
Принцип равноправия наций становится не просто
декларацией доброй воли, но условием выживания народов — и больших и
малых. Человечество выработало правовые нормы мирного сосуществования
народов, в том числе принципы ненасильственных разрешений межэтнических
споров и защиты национальных меньшинств. Всеобщая Декларация прав
человека (1948), Хельсинкский акт (1975), Парижская хартия для новой
Европы (1990) исходят из приоритета прав человека над правами нации и
государства. Созданы международные организации, осуществляющие контроль
за соблюдением международных правовых норм (Международный суд ООН в
Гааге, Комиссия и Совет ООН по правам человека, Комиссия ООН по
предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Совет ООН по
устранению расовой дискриминации и др.).
Принцип равноправия народов в повседневной жизни
гражданского общества означает, что каждый его член не только лоялен к
людям других национальностей, но сознает общую опасность всякого иного
отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме "Фингалия — для
фингальцев!" — это всегда фашизм; что "исторические" аргументы в
территориальных спорах ('кто раньше поселился') ведут только к тупикам и
крови; что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию
несправедливостей, разрушающую право. |