Проблема "язык и культура" многоаспектна. К ней
по-разному подойдут историк культуры и лингвист, философ и психолог,
этнограф и литературовед. Однако и языковедческий аспект проблемы по
меньшей мере двупланов, поскольку язык и культура взаимодействуют.
Поэтому сразу встают два вопроса: 1) как разнообразные культурные
процессы влияют на язык? 2) как язык влияет на культуру? Однако прежде
всего законен вопрос о соотношении понятий "язык" и "культура": в какой
мере язык — это культура?
Культура противостоит природе. Лат. cultiira (от
colo — обрабатываю, возделываю, развожу) означало нечто взращенное
трудом человека, в отличие от дикорастущего. Культура — это продукт
социальной, а не биологической активности людей. Язык же выступает как
явление и культуры и природы. Бесспорно, что язык — это одно из
важнейших достижений социальной истории человечества, слагаемое культуры
и ее орудие. Однако, с другой стороны, в самой материи языка, в ряде
существенных характеристик языковой структуры сказалась биологическая
природа человека. Здесь многое определено возможностями физиологии и
психофизиологии речевой деятельности. Так, наличие во всех языках мира
гласных и согласных и преобладание звуковых цепей с чередованием гласных
и согласных обусловлено не культурой, а природой: человек не в
состоянии ни произносить, ни воспринимать речь из одних гласных или
одних согласных.
Психофизиологические возможности знаковой
деятельности человека обусловили уровневую организацию языка, определили
количественные параметры отдельных уровней — например, объем
фонологической системы, колеблющийся по разным языкам в интервале от 10
до 100 единиц; объем словаря в интервале от 10 тыс. до полумиллиона
слов; меру избыточности в языке.
Объемом оперативной памяти человека ограничена
средняя длина предложения, средняя глубина и ширина подчинительных
связей при развертывании высказывания, средняя длина синонимического ряда, размеры
лексико-семантических групп. Природа определяет в языке наиболее
глубокие черты его структуры и закономерности порождения и восприятия
текста. Культура определяет план содержания языка.
Современному знанию открывается поразительно
глубокое взаимопроникновение природы и культуры, и язык — одно из ярких
его проявлений. В молекулярной биологии и семиотике был увиден
изоморфизм (структурное сходство) генетического кода и языка. Они
рассматриваются как информационные системы, служащие для порождения
текстов путем комбинаторики некоторых исходных элементов: в механизмах
генетики — четырех химических радикалов при развертывании "химического
текста" наследственности; в механизмах языка — набора фонем при
порождении речи. Р.О. Якобсон высказал предположение, что сходство языка
с генетическим кодом возникло в результате того, что в процессе
филогенеза человек бессознательно конструировал язык по образцу
генетического кода. Это копирование генетического кода в языке возможно
благодаря тому, что организм неосознанно владеет информацией о своем
строении, в том числе — о строении своего генетического кода
(Гамкрелидзе 1988).
Дискуссионным остается вопрос о соотношении
врожденного и приобретенного в речевой деятельности человека.
Общепризнано, что человек обладает врожденной языковой способностью, т. е. психофизиологическим механизмом, который обеспечивает возможность
речи. По мнению большинства исследователей, это означает способность
человеческого мозга в первые годы онтогенеза усвоить, во-первых, систему
знаков конкретного языка и, во-вторых, правила, позволяющие строить
тексты, выбирая и комбинируя нужные знаки. Реализация языковой
способности происходит в процессе общения человека с окружающими людьми —
носителями конкретного языка (или языков). Согласно более радикальной
концепции Ноэма Хомского (США), врожденный компонент языковой
способности является более содержательным, поэтому усвоение языка в
онтогенезе начинается не "с нуля". Языковая способность включает
некоторые врожденные и универсальные знания, с помощью которых человек
порождает и понимает предложения (Хомский 1972; Хомский 1972а). Таким
образом, по Хомскому, наиболее глубокие черты языковой структуры и
семантики имеют природно-генетическую основу. |