Если в высказывании прямо выражено
субъективно-психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит,
то реализуется эмоциональная, или экспрессивная, функция речи. Якобсон
предпочитал называть эту функцию не эмоциональной, а эмотивной,
поскольку она связана "со стремлением произвести впечатление наличия
определенных эмоций, подлинных или притворных" (Якобсон 1975, 198).
Основным средством выражения эмоций в речи является
интонация. По-видимому, содержательный репертуар интонаций достигает
нескольких десятков модально-эмоциональных смыслов. В студийных опытах К.С. Станиславского, позже повторенных Р.О. Якобсоном, словосочетание сегодня вечером
удавалось произносить с таким интонационным разнообразием, что
слушающие различали в вариантах исполнения 40–50 эмоциональных ситуаций.
Эмоции в речи выражаются также с помощью междометий и
(значительно в меньшей мере) словами с эмоционально-экспрессивной
коннотацией. Чем сильнее в слове экспрессивно-оценочный компонент значения, тем неопределеннее его денотат (ср. эх-ма! чертяка, лапушка, жлобский, опупеть и т. п.).
Эмоциональная сторона речи связана с работой правого
полушария головного мозга. При правополушарных расстройствах речь
больного становится интонационно однообразной. Специфическим образом
нарушается и восприятие речи: "Пациент с расстройством правого полушария
обычно понимает значение того, что говорится, но он зачастую не может
установить, говорится ли это сердито или шутливо" (цит. по работе:
Якобсон 1985, 276). Напротив, при поражении левого полушария
(доминантного в речевой деятельности, ответственного за
логико-грамматическую организацию речи) и сохранности правого больной
может не понимать высказывание, однако нередко он в состоянии распознать
эмоциональный тон, с которым оно было произнесено. |