Чарлз Дарвин назвал человека чудом и славой мира.
Действительно, в эволюции жизни на Земле возникновение и последующее
развитие человека — это удивительное и в известной мере парадоксальное
явление, перекрывающее закономерности биологической истории.
Результаты деятельности человека во много раз
превосходят разрешающие возможности его биологической организации.
Парадоксален также филогенез вида Homo. Если эволюционный прогресс
видеть в углублении адаптации организма к окружающей среде, то успехи
человечества несомненны. Вместе с тем налицо черты биологического
регресса: происходит деградация некоторых экологически важных функций
(слух, обоняние, зрение, зубной аппарат); прямохождение нарушило
сложившиеся системы корреляции органов, свойственные млекопитающим. В
целом прямохождение как эволюционная тенденция не привело к
биологическому успеху — не случайно те виды прямостоящих обезьян,
которые развивались не в направлении Homo sapiens, вымерли.
Однако развитие человека пошло по особому эволюционному пути. Его взаимодействие с внешним видом не было приспособлением организма к среде. Скорее это было создание человеком разнообразных посредников
во взаимодействии со средой: усилителей рук, ног, зрения, слуха, кожи,
памяти, сознания; создание "усилителей усилителей" (например, гусеничный
ход по отношению к колесу; лазер по отношению к скребку, ножу, сверлу;
скафандр по отношению к одежде и т. д.); создание преобразователей как
окружающей среды (например, огонь, сельское хозяйство, оросительный
канал, кондиционер), так и собственной биологической данности
(фармакология, хирургия, протезирование).
Труд как основная форма взаимодействия человека с
внешней средой коренным образом отличается от приспособительного
поведения животных. Как ни поразительны сложность и целесообразность
поведения животных — будь то добыча или поиски корма, рытье нор или
строительство сотов, брачные игры, сезонные миграции, "обучение"
молодняка, — программы этих действий определены генетически.
Наследственный, биологический характер информации, диктующей поведение
животных, обусловливает высокую стандартность поведения всех особей
данного вида в синхронии и исключительную консервативность поведения вида в диахронии. Как и морфологическое изменение вида, изменение
поведения вида — процесс крайне медленный и "безличный": в естественном
отборе "вклад" в эволюционный прогресс отдельных особей, стада или
популяции оказывается ничтожно малым.
Труд человека, в отличие от приспособительного
поведения животных, не носит наследственного характера. Программы
трудовой деятельности отдельного индивида складываются в онтогенезе, в
процессе обучения, хотя и на основе врожденной, т. е. заложенной
генетически, психофизиологической способности к формированию таких
программ. Ненаследственный характер трудовой деятельности человека
обусловливает разнообразие форм труда в синхронии и их интенсивную, с
нарастающей скоростью, смену в диахронии. Это означает, что по мере
развертывания истории от прошлого к будущему возрастает доля нового,
т. е. не повторенного, но самостоятельно найденного, открытого,
созданного в деятельности индивида, конкретного общества и человечества в
целом. Иными словами, возрастает творческий характер трудовой деятельности человека.
Возможность поступательного развития форм труда обусловлена некоторыми принципиальными особенностями деятельности человека.
Во-первых, трудовая деятельность человека носит
социальный характер. Общество опосредует взаимодействие индивида и
внешнего мира, что обеспечивает выигрыш не только от сложения усилий, но
и от разделения труда. В силу общественного характера бытия человека в
его деятельности преобладает социальная мотивация. Биологический аспект
бытия не исчезает, но оказывается включенным в системы более сложных
социальных закономерностей.
Во-вторых, собственно труд человека (как физическая
работа) тесно связан с деятельностью познавательной. Возрастает
адекватность отражения мира сознанием человека, совершенствуется сама
возможность познания, что служит залогом дальнейшего поступательного
развития трудовой деятельности человечества.
Социальный характер бытия, трудовой и познавательной
деятельности человека предполагает постоянное общение индивидов между
собой. Основной формой человеческого общения является общение
посредством знаков языка, т. е. речевое общение.
Речевое общение, способное наладить сложную, богатую
и разнообразную социальную деятельность людей, должно быть адекватно
этой деятельности — обслуживать все сферы общественного бытия, быть
содержательным и мобильным. Поступательному движению общества
соответствует расширение и интенсификация коммуникативной деятельности
индивидов.
Таким образом, история человечества совершается в общении.
В возрастании роли речевого общения заключается одно
из условий и слагаемых социального прогресса. В этой связи становятся
понятными исключительная коммуникативная мощь и совершенство языка как
важнейшего средства общения.
Являясь основным средством общения, язык в
филогенезе человечества становился также и важнейшим инструментом
познания. По-видимому, успех человеческого пути эволюции обеспечило
именно это обстоятельство: то, что и в коммуникативной, и в
познавательной деятельности используется один и тот же инструмент —
язык. Это привело к взаимодействию и совместному поступательному
развитию производственной и познавательной деятельности человека.
Таким образом, труд, сознание, язык и общественный
характер бытия — это основа человеческого в человеке, определившая
своеобразие эволюционного пути вида Homo sapiens. |