Религия, как и язык, представляет собой определенную
семиотическую систему и, наряду с другими семиотиками (обыденным
сознанием, искусствами, науками), образует совокупное общественное
сознание народа. Как и любая семиотическая система, религия и язык
обладают определенным содержанием, т. е. являются отражениями (моделями)
внешнего мира: религия — в системе религиозных представлений, язык — в
системе лексических и грамматических значений. Религия (во всяком случае
в эпоху сложения мировых религий) была наиболее значительной формой
общественного сознания, его содержательным фундаментом. Язык же на всем
историческом пути народа предстает как общедоступная оболочка
общественного сознания. В сравнении с религией, язык — это более
формальная (менее содержательная) и как бы вспомогательная семиотика.
Однако язык в большей мере, чем религия, обязателен для всех членов
социума — в качестве элементарного базового пласта сознания каждого
человека (члена языкового коллектива).
Таким образом, язык и религия в разной мере связаны с
менталитетом народа. Если религиозные представления — это питающий
источник или фундамент народного менталитета (хотя в современной
культуре это не всегда и не до конца может осознаваться), то роль языка
существенно меньше и формальней.
Однако, с другой стороны, в то время как религия
обычно не является специфически национальной системой воззрений и
поэтому в целом меньше связана с внешними проявлениями национальной
самобытности, язык, напротив, в качестве первоэлемента таких форм
общественного сознания, как фольклор и художественная литература, может
восприниматься как факт и фактор, залог и символ этнической
самобытности. В таком романтическом отношении говорящих к своему языку
бывают серьезные преувеличения, но это возможные пути развития
самосознания народа. |