Например, в иудаизме религиозный канон образуют
только книги Ветхого Завета (в отличие от христианства, в котором
священными признаются и Ветхий и Новый Завет) и Талмуд (свод религиозных
трактатов, создававшихся как толкование Ветхого Завета); в Ветхом
Завете особо важными признаны первые пять книг (Пятикнижие Моисеево, или
в иудейской традиции Тора). До сих пор в синагоге Тора читается только
по тексту, написанному вручную на пергаментном свитке..
У мусульман главная культовая книга — Коран —
понимается как несотворенное предвечное Слово Божие, которое Аллах
(говорящий в Коране от первого лица) как бы продиктовал пророку
Мухаммеду. На следующей ступени в иерархии конфессиональных текстов
находятся хадисы — предания о поступках и высказываниях Мухаммеда,
причем существует шесть главных и множество второстепенных сборников
хадисов. Следующие по важности тексты — это древнейшие богословские
комментарии к Корану.
Иерархию жанров в православной средневековой
книжности можно представить по систематизации Н.И. Толстого (см.:
Толстой 1988, 69–70).
I. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Литургическая (т. е. используемая в богослужении — служебники, требники, часословы, минеи, октоихи, триоди и т. п.)
2. Каноническая (Священное Писание)
2.1. "Псалтырь" (книга из Ветхого Завета),
"Апостол" (книга православной церкви, включающая новозаветные книги
Деяний и Посланий апостолов)
2.2. Евангелие, книги Ветхого Завета
3. Гомилетическая, т. е. проповедническая (включая учительные евангелия)
4. Агиографическая (жития святых)
5. Дидактическая (катехизисы)
II. КОНФЕССИОНАЛЬНО-СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Церковно-ораторская
2. Полемическая
III. СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА