Конструктивные программы национально-языковой
политики, стремящиеся расширить сферы использования определенного языка,
предполагают значительное финансовое обеспечение.
В таких программах каждый шаг стоит денег. Ср.
только перечень мер, предпринятых центральным правительством Индии для
распространения хинди в качестве официального языка государства и
средства межнационального общения в стране. За счет федеральных средств в
нехиндиязычных штатах создавались колледжи, готовящие учителей хинди;
правительство также взяло на себя все расходы по оплате труда учителей
хинди в этих штатах. По специальной книгоиздательской программе,
финансированной правительством, на хинди были изданы сотни книг
университетского уровня по различным отраслям знаний, в том числе
переведена 12-томная энциклопедия. Специальные средства выделялись для
поддержки хиндиязычных газет и журналов, для тиражирования и проката
кинофильмов на хинди. Были учреждены различные премии за лучшие
оригинальные и переводные произведения на хинди, причем не только
художественной, но и специальной литературы (например, за лучшую
публикацию по юриспруденции). Выделялись многочисленные стипендии для
студентов нехиндиязычных штатов за успехи в изучении хинди. Для
упрочения хинди в официальной сфере была создана сеть курсов по изучению
хинди служащими, с системой экзаменов (включая машинопись и стенографию
на хинди); потребовалось также стандартизировать клавиатуру пишущих
машинок, буквопечатающих телеграфных устройств и т. п. (см.: Ганди
1982).
Вместе с тем правительство предусмотрело ряд мер
для того, чтобы хинди не стал орудием дискриминации нехиндиязычного
населения. Одна из ключевых мер — реализация в школах так называемой
"формулы трех языков", согласно которой каждый учащийся изучает
региональный язык (если это не хинди), хинди и английский.
* * *
Таким образом, возможности воздействия государства
и/или общественных объединений граждан на языковую ситуацию достаточно
велики. Они основаны на том, что люди в состоянии контролировать
социальный статус и функции отдельных языков и изменять их в нужном
направлении. Чем шире и свободнее используется язык в своем социуме, тем
более благоприятны условия для его развития и совершенствования, тем
выше его престиж. Напротив, узость (или сужение) социальных функций
языка (например, юридический или фактический запрет использования
конкретного языка в государственных учреждениях либо в средней или
высшей школе) обедняет коммуникативные возможности языка, обрекает его
на застой и оскудение и в конечном счете осложняет жизнь общества. |