Можно ли обмолачивать то, что называют опытом?
Всякий ныне скажет: «Нет». А в прошлом было возможно. Вот как это
делалось и в эпоху русского средневековья, и в более поздние времена. В
начале уборки урожая необходимо было изведать, испытать или опытать, как в ту пору, говорили, каков получится выход зерна, каков будет урожай в зерне. Взятое для такого опытания определенное количество снопов и называлось опытом. Опыт молотили и замечали, сколько из него намолачивали зерна. Зерно, получаемое в результате опытания, именовали также опытом.
Пользуясь этой нехитрой пробой, легко прикидывали, подсчитывали валовые
сборы зерна. Особое, строго контрольное значение придавалось пробному
обмолоту в помещичьем хозяйстве. Господа ревниво следили за тем, чтобы
из барского зерна — а в сущности крестьянского (обрабатывали землю
крестьяне) — и крохи не попадало на мужицкий стол. Поэтому опыт молотили
при барине или под неусыпным надзором приказчиков и старост. Если
помещик обитал в городе, опыт везли к нему, чтобы он самолично убедился в
качестве хлеба. Крупные владельцы иногда поручали контроль такого рода
своим приказным людям. «А что ты писал и опыт ко мне ржи прислал, — выговаривал приказчику боярин Морозов, — и то ты зделал негораздо: ко мне было опыту и не посылать, а послать было опыт к приказным моим людям».
К учету посредством опыта прибегало и государство.
Например, тобольский воевода послал такой наказ об уборке с полей хлеба,
запаханного «на государя»: «Быть у государева десятинного хлеба у ужину
беспрестани, неотступно, и над приказщики и над крестьяны того смотреть
и беречь накрепко, чтоб крестьяне государев хлеб с поль жали дочиста, и
в копны клали бережно, и того государева хлеба приказщики с поль не
крали б», — а далее предлагалось: «да сколько… сотниц снопов добрыя и
середния и плохия ржи и овса выжато будет, и из того… хлеба, изо ржи и
из овса, велеть учинити опыт при приказщике и при старостах и при
целовальниках и при десятниках, сколько по опыту в умолоте четьи ржи и
овса будет». Как видим, здесь под опытом понимается самое
опытание. Копны для опытного обмолота брали с разных участков поля. В
инструкции приказчику монастырской вотчины обстоятельно разъяснялось:
«Когда опыт делать, что из копны умолоту будет, то не из единой нивы, а
из разных: бывает и на единой ниве, да не единаковый хлеб, кольми ж паче
на разных великую разность имеет».
Опыт как проба контрольного характера применялся и в
иных отраслях хозяйства, например в рудном деле. Рудознатцы в разных
местах России находили полезные ископаемые. В Москву, обычно в кожаных
мешках, доставляли опыты железа, меди, олова, свинца, соли, селитры и
т. п. Так, один из посланных для поисков селитры писал: «Я, сыскав в
Кромах селитряную землю, опыт учинил и прислал тот опыт к тебе,
государю, к Москве». В фантастическом показании «тюремного сидельца» о
золотой руде в Темниковском уезде встречаем и упоминание об опыте: «Тот
серебряник, который яму копал, той золотой руды нагреб в подол да сказал
товарищу своему кузнецу: „вот де золотая руда!" и кузнец де той золотой
руды взял же да с тем серебряником опыт чинил; а как де того
серебряника и кузнеца зовут, и как де они опыт чинили, и какими
снастьми, и много ль золота плавили, и где то золото дели, и я того не
ведаю, потому что де меня в те поры тут не было».
С Юга везли виноградный опыт — виноградные вина, на
опыт ловили рыбу в реках, а из дров учиняли опыт «угольному зжению» —
выясняли, сколько получится угля. Воеводам, бывшим на Тереке,
повелевалось установить: «во что тот шелковой завод станет, и сколько из
заводу шелку выйдет, и чаять ли вперед в том шелковом деле государеве
казне прибыли… и роспись всему и шелковой опыт прислать ко государю, к
Москве».
Название опыт с давних пор носило не только такое
опытание, посредством которого выяснялись определенные нормы выхода,
получения продуктов, веществ и материалов, но и не связанное с подобной
задачей простое опытание качества тех или иных товаров. Слово опыт
во втором значении в употреблении было, между прочим, у Ивана Грозного.
Уличая шведского короля Иоанна в неродовитом происхождении, Грозный
запальчиво писал: «Да и по тому нам то ведомо, что вы мужичей род, а не
государской: коли при отце при твоем, при Густаве приезжали наши
торговые люди с салом и с воском, и отец твой сам, в рукавицы нарядяся,
сала и воску за простого человека место опытом пытал… И то государское
ли дело? Коли бы отец твой был не мужичей сын, и он бы так не делал».
Факты, с которыми мы ознакомились, указывают на то, что долгое время под опытом
понималось не только опытание, но и результат его — количественный и
качественный: определение выхода или качества продуктов, веществ и
материалов. Ныне значения результата в этом слове не содержится. Зато
расширились его возможности для выражения процессов опытания, по
современному, испытания, и, главное, в нем получили развитие новые
отвлеченные значения. Как это случилось? Предполагать, что нужда в
контрольных пробах описанного характера, а вместе с тем и в назывании их
материального итога впоследствии отпала, не имеем оснований. Пробы
берутся и поныне, лишь более совершенными способами, а называются все же
не опытами, а именно только пробами.
Причина утраты словом опыт указанного значения
другая. Дело в том, что проба-проверка из сферы простого материального
производства распространялась и на другие стороны человеческой
деятельности. Применяемая вначале для количественных измерений, она все
более и более становилась средством измерения качества. В конечном счете
обусловлено это было главным образом усложнением экономической основы
человеческого бытия. С развитием капиталистического хозяйства и
капиталистической конкуренции повышался технический уровень
производства, возрастали требования к качеству материалов и изделий.
Вместе с этим возрастала и роль их качественной проверки. В этих новых
условиях опыт как простейший способ количественного учета постепенно
терял свое значение, уступая место техническим и экономическим расчетам.
Фабриканту было, например, известно, сколько и какого хлопка пойдет на
выработку 1000 аршин сатина или ситца. В то же время экономическое
развитие и в стеснительных рамках помещичьего строя способствовало
развитию науки, которая так или иначе обслуживала нужды промышленности и
сельского хозяйства, науки, основанной на эксперименте — опыте
исследовательского характера. Этот опыт, в отличие от старого способа
количественного и качественного учета, служил иной задаче —
воспроизвести какое-либо явление в искусственно созданных условиях с
целью его исследования, проверки лабораторным путем.
Приобретение словом опыт значения «научный
эксперимент» было связано с именем М. В. Ломоносова, с его
разносторонней деятельностью в области естественных наук. Предпосылки к
развитию в слове опыт этого нового значения сложились в недрах XVII в.
Привлекает внимание, например, его употребление в
ответе казаков туркам: «А красной хорошей Азов город взяли мы у царя
вашего турского не разбойничеством и не татиным промыслом, взяли мы Азов
город впрямь в день, а не ночью, дородством своим и разумом для опыту,
каковы его люди турские в городех от нас сидят. А мы сели в Азове
люд(ь)ми малыми, розделясь с товарыщи нароком надвое, для опыту ж —
посмотрим мы турецких умов и промыслов». Казаки с достоинством отвечали туркам, что взяли у
них крепость Азов не разбойным и воровским образом, а мужеством и
смекалкою, для испытания, насколько противник способен оборонять
крепости, а засели в ней небольшим числом, нарочно разделившись надвое,
также для испытания «турецких умов и промыслов». Здесь в опыт вложено не конкретное, а отвлеченное значение — «испытание». Развитие семантики слова опыт
в этом направлении протекало исподволь уже в то время, когда оно в
основном являлось обозначением материального результата опытания, или
испытания.
Позднее в старых текстах появляются упоминания об опытах
с элементами начального, простейшего исследования, удовлетворявшего,
впрочем, не собственно науке, а требованиям чисто практического
характера. «Когда сътрелять, — заносил Петр Первый в учебную тетрадь по
артиллерии, — отведать перва так: скол(ь)ко положишь пороху записать,
такъже на скол(ь)ких градусах мортир поставишь записать же, потом
съмерять съколь далече бомба… пала»; далее говорится, как по этим данным
«на уреченное» — назначенное место стрелять, взяв дистанцию и «те
гърадусы, которыя при опыте на къвадранте были», а в заключение сказано:
«Порох числом и силою б был равен, какоф был и при опыте».
Пока в России, до Ломоносова, экспериментальной науки
не было, значения «научный эксперимент» это слово, понятно, не имело,
хотя и могло означать испытание с элементами простейшего исследования.
Утверждение его в языке науки в качестве названия эксперимента
составляет в основном заслугу Ломоносова. Под его пером обыденное слово в
одном из своих значений превратилось в научный термин — в такое слово,
которое обозначает строго определенное понятие. Рисуя состояние
академических учреждений, Ломоносов упоминает об опытах «для исследования натуры», об опытах физических и вместе с тем об экспериментальных лекциях. Во второй половине XVIII в. слово опыт распространилось и на сельскохозяйственный эксперимент. «Небольшой опыт,
которой мне предприять случилось, — писал знаток помещичьего
хозяйства, — подает мне великую надежду. Посев малаго количества одной
иностранной травы доказал мне, что и в нашем климате можно б было с
одной десятины более полуторы тысячи пуд наилучшаишаго… сена получить».
По мере того как в отечественной науке
распространялись опытные исследования и посредством опыта добывали все
новые и новые знания, в слове опыт развивалось еще одно значение —
«совокупность знаний, навыков». А поскольку знания, кроме научных,
могли быть и житейскими, под опытом понимали и простой житейскии
опыт. Упоминания о нем встречаются в назидательных рассуждениях: «Мне
опытами известно, сколь много молодых людей, завидными дарованиями от
природы наделенных, губят время в позорном мотовстве, и сколь многие от
тово приходят в бедность, от бедности в крайность, а от крайности в дела
предосудительныя…» «А опыты любви сея суть, ежели муж жене верен, к ней
кроток, и милостив бывает, о неисправностях, и недостатках ея
долготерпит, и в самом деле, а не на словах, любовь свою к ней являет,
печется о ней, в печалех утешает, разговаривает, и веселит». Здесь в слове опыт выступает значение «доказательство», в XVIII в. более или менее обычное.
Отвлеченная семантика слова опыт, начиная с
XVIII в., вообще значительно расширяется. Впоследствии ее обогащению
содействует развитие в России вместе с естественными науками и
философской мысли. Накопление знаний и познание мира, то есть природы и
общества, неразрывно связаны, поэтому значение «совокупность знаний»
послужило основой для формирования еще более отвлеченного значения, и в
слове опыт нашло выражение философское понятие. Материалисты под
опытом понимают отражение в человеческом сознании объективного мира,
получаемое восприятием; отражение в сознании общественной практики,
направленной на изменение мира (Слов. Акад., VIII, 1959).
Вот каким необыкновенно ёмким оказалось слово опыт.
Возникнув как сельскохозяйственное название, оно с течением времени в
одном из своих значений возвысилось до философского термина.
История слова опыт — яркий пример развития от
конкретного значения к отвлеченному, абстрактному. Изменение семантики в
этом направлении характеризует любой развитой язык, в том числе и
русский. Недаром еще Ломоносов, восхищаясь им, писал: «Карл Пятый,
римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским —
с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом
говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка».
Особенно интенсивно протекает обогащение русского языка и возрастает его международная роль в советскую эпоху. |