В наши дни имя Алексея
Николаевича Оленина не принадлежит к числу широко известных. Однако
каждый интересующийся жизнью Пушкина или Крылова его знает. Встает
вопрос: кем же был этот человек, некогда стоявший в центре
художественной и литературной жизни России?
Карьера Оленина удивительна — тем более
что он никогда не принадлежал к числу царских фаворитов. Отпрыск
близкого ко двору семейства (его матерью была княжна Волконская, а
теткой Е. К. Воронцова-Дашкова), способный мальчик привлек внимание
Екатерины II. После окончания Пажеского корпуса он некоторое время был
ее пажом; затем императрица (по его собственной просьбе) отправила
Оленина в Дрезден для обучения артиллерийскому делу. В этом городе,
снискавшем славу германских Афин, юноша в своих занятиях отнюдь не
ограничивался военными науками; он со страстью погрузился в изучение
древностей, историю и искусство. В скором времени Оленин стал
замечательным рисовальщиком. Не удивительно, что, вернувшись на родину,
он оказался членом кружка Державина. Екатерина II мечтала воспитать
государственных мужей, которые были бы на своем месте всюду, куда бы их
ни поставила служебная необходимость. Оленин, как никто другой,
подтвердил своим блестящим примером, что чаяния императрицы были отнюдь
не беспочвенными.
Знаменитый историк В. О. Ключевский
следующим образом описывает широту и разнообразие его трудов на благо
отечества: «Юнкер Пажеского корпуса, студент Артиллерийской школы в
Дрездене, батарейный командир в шведской и польской кампаниях, инженер в
Финляндии, потом, по переходе на гражданскую службу, — управляющий
Конторой по покупке металлов, чиновник Ассигнационного банка,
составляющий по поручению министра финансов графа Гурьева краткое
рассуждение о бухгалтерии, обер-прокурор 3-го Департамента Сената,
директор Юнкерской школы, помощник директора и потом директор
Императорской Публичной библиотеки, статс-секретарь Государственного
совета по Департаменту гражданских и духовных дел и потом
государственный секретарь, наконец, президент Академии художеств, ее
реставратор, поднявший ее из хозяйственного и художественного упадка —
такова служебная карьера Оленина».
Про Оленина злые языки говорили, что он
«единственно не архимандрит Александро-Невской лавры». Интересно
отметить, что на месте государственного секретаря он сменил Сперанского
после опалы последнего накануне вторжения Наполеона в 1812 году. Его
служебный взлет объясняется благоволением Александра I, но и при
Николае I Оленин остался на всех постах.
Женой Оленина стала Елизавета Марковна
Полторацкая, дочь директора Придворной певческой капеллы. В приданое он
получил трехэтажный особняк на Фонтанке, напротив строящегося дома
Державина. Вскоре здесь у гостеприимного, хлебосольного хозяина сам
собой образовался литературный салон, ставший на несколько десятилетий
одним из притягательнейших творческих оазисов Северной Пальмиры. Его
определяющим качеством была литературная «внепартийность». На вечерах у
Оленина встречались приверженцы «Беседы любителей русского слова»,
впоследствии названные архаистами, с молодой порослью карамзинистов,
вскоре образовавшими «Арзамас». Сам Оленин не видел большого различия
между архаистом Гнедичем и арзамасцами Жуковским и Батюшковым. Для него
они были прежде всего первостепенными поэтическими талантами.
На деньги жены Оленин купил в
Шлиссельбургском уезде вблизи Охтенских пороховых заводов почти
восемьсот десятин земли (скорее болота) и начал строительство усадьбы,
которую он в духе времени назвал Приютиным. Первоначально Оленин
намеревался создать экономически доходную усадьбу, но вскоре забыл о
своих планах. Приютино было недалеко от Петербурга, семейство Олениных
проводило здесь половину года (с мая по октябрь). Все это способствовало
тому, что в усадьбу Оленина зачастили те же люди, которые были
завсегдатаями его петербургского салона. Приютино превратилось как бы в
его летний филиал.
Приютино быстро вошло в русскую поэзию. Вот послание К. Н. Батюшкова Н. И. Тургеневу с приглашением на «дачу Олениных»:
Есть дача за Невой,
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской границы,
Близ Парголы крутой;
Есть дача или мыза,
Приют для добрых душ,
Где добрая Элиза
И с ней почтенный муж,
С открытою душою
И с лаской на устах,
За трапезой простою,
На бархатных лугах,
Без бального наряда,
В свой маленький приют
Друзей из Петрограда
На праздник сельский ждут:
Там муж, с супругой нежной,
В час отдыха от дел
Под кров свой безмятежный
Муз к грациям привел.
Поэт, лентяй, счастливец,
И тонкий Философ,
Мечтает там Крылов,
Под тению березы,
О басенных зверях,
И рвет парнасски розы
В приютинских лесах,
И Гнедич там мечтает
О греческих богах,
Меж тем как замечает
Кипренский лица их,
И кистию чудесной,
С беспечностью прелестной,
Вандиков ученик,
В один крылатый миг
Он пишет их портреты,
Которые от Леты
Спасли бы образцов,
Когда бы сам Крылов
И Гнедич сочиняли
Как пишет Тянислов
Иль Балдусы писали,
Забыв и вкус и ум!
Но мы забудем шум
И суеты столицы,
Изладим колесницы,
Ударим по коням,
И пустимся стрелою
В Приютино с тобою.
Согласны? — По рукам.
Какова была атмосфера приютинского
кружка, можно судить по следующему: всеевропейская знаменитость
Александр Гумбольдт, прибыв в Петербург, сразу же после представления в
Зимнем дворце отправился в дом Оленина; по всей русской столице
передавались его слова, что он, объехав оба полушария, везде был
вынужден только говорить, а здесь с великим удовольствием весь вечер
слушал других.
Центральной фигурой оленинского кружка
был И. А. Крылов. Оленин представил его ко двору и сделал библиотекарем
Императорской Публичной библиотеки, где сам был директором. В доме
Оленина великого баснописца ласково называли Крылышком и баловали как
старого ребенка.
Едва ли не каждый вечер Крылов из
библиотеки направлялся либо в дом Оленина, либо летом в Приютино. Он
нанимал извозчика, но почти никогда к нему не садился, а шел рядом и
разговаривал; Крылов любил беседовать с простыми людьми. В Приютине для
него был выстроен особый домик, получивший в кружке название «крыловской
кельи». За обедом ему готовили любимые блюда (Крылов был не дурак
поесть!): бараний бок с кашей, утка с груздями, поросенок под хреном со
сметаной, подовые пироги; тут же ставился громадный кувшин ледяного
кваса. Часто после такого, ныне кажущегося сверхчеловеческим, обеда
Крылов, не выходя из-за стола, засыпал.
В Приютине устраивались и домашние
спектакли. Особо следует отметить постановку шуточной пьесы Крылова
«Трумф» в день именин Елизаветы Марковны Олениной 5 сентября 1834 года.
Эта пьеса, с одной стороны, была пародией на классические трагедии, с
другой — в то время она представлялась злой инвективой на порядки,
царившие при Павле I. В своих воспоминания декабрист Д. И. Завалишин
писал: «Ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее
сатиры на правительство. Все и всё были беспощадно осмеяны, начиная от
главы государства до государственных учреждений и негласных советников». Более полувека эта пьеса принадлежала к «подпольной литературе». Впервые она была опубликована только в 1871 году.
Другим постоянным гостем Приютина был
Гнедич. Жизненным подвигом этого чрезвычайно знаменитого в свое время
поэта стал ныне признанный классическим перевод «Илиады». Первоначально
первые песни Гнедич перевел александрийским стихом, но затем по совету
Оленина перешел на гекзаметр.
Гнедич был высок, статен, но с изрытым
оспой лицом и одноглаз. Но внешняя некрасивость быстро забывалась,
поскольку это был человек высокой души и чрезвычайной доброты.
Сказывалось и обаяние большого таланта. Гнедича часто просили читать
отрывки из «Илиады», и он декламировал великолепно. Особенно
захватывающе звучала сцена прощания Гектора и Андромахи.
Дочь Оленина Варвара Александровна в
своих фрагментарных записках вспоминает следующий случай: «В 1819-м
Гнедич… спас Приютинскую деву, такую же кривую, как он сам, дочь
чудеснейшей старушки-прачки из числа бесконечной дворни того времени.
Побежали к батюшке сказать, что Маша утонула в омуте. Батюшка и все туда
побежали, и Гнедич туда же. Умея хорошо нырять, он тотчас же сбросил
свое платье, кроме нижнего, и вытащил несчастную, но еще не совсем
умершую. После долгих разных способов ее привели в чувство, для счастия
несчастной матери-вдовы, имевшей только одну на утешение. Легко можно
представить ее счастье и благодарность Николаю Ивановичу, который тотчас
побежал переодеваться. И что же, не успел он переодеться, как вдруг
дверь отворятся и Маша бросается к его ногам вся в слезах, не зная, как
его благодарить за спасение. Что ты, что ты, Маша? Да разве ты того же
бы не сделала? Встань, пожалуйста. Да кому же тебя спасать, как не мне, у
тебя один глаз, а у меня другой, и составляем теперь целое».
Приютину и его просвещенным и радушным
владельцам Гнедич посвятил одно из лучших своих стихотворений. Оно так и
называется «Приютино»:
Еще я прихожу под кров твой безмятежный,
Гостеприимная приютинская сень!
Я, твой старинный гость, бездомный странник прежний,
Не раз главу свою в твою склонявший тень.
Край милый! Сколько раз с тобою я прощался;
Но как проститься с тем, что в нас слилось с душой?
Все, чем я здесь дышал, чем втайне наслаждался,
Все неизгладимо везде ношу с собой!
Есть край, родной мне край зефиров легкокрылых;
Там небо и земля и воздух мне милей!
Но где людей найти, душе моей столь милых?
Где столько сладостных воспоминаний ей?
Здесь часто удален от городского шума,
Я сердцу тишины искал от жизни бурь;
И здесь унылая моя светлела дума,
Как неба летнего спокойная лазурь.
Здесь часто по холмам бродил с моей мечтою,
И спящее в глуши безжизненных лесов
Я эхо севера вечернюю порою
Будил гармонией Омеровых стихов.
Одной из самых ярких глав литературной
истории Приютина является роман Пушкина с младшей дочерью Оленина —
Анной Алексеевной. Она — любимица не только семьи, но и всего
поэтического круга, собиравшегося в оленинской усадьбе. Крылову она была
«мой друг Анюточка». Гнедич, не скрывая душевного восхищения, наблюдал,
как прелестная «малютка Анеточка» превращается в очаровательную
«барышню Анету». Но в памяти потомства Анна Оленина осталась благодаря
Пушкину.
В доме Олениных Пушкин был принят сразу
же при приезде в Петербург после окончания Лицея. Вряд ли он тогда
обратил особое внимание на десятилетнюю девочку, бойкую и резвую как
мышка (по словам Вяземского). Им завладела племянница жены Оленина,
молодая генеральша Анна Петровна Керн, приехавшая с мужем в Северную
Пальмиру.
Вновь Пушкин увидел Анну Алексеевну
Оленину — тогда уже фрейлину двора — в конце 1827 года на балу у
Е. М. Хитрово. Она сама пригласила «самого интересного человека своего
времени» (слова из ее дневника) на танец, но в смущении все время
молчала. Вскоре за поэтом в Приютине закрепилось прозвище Red Rover
(Красного корсара. — В. Н.) по романтическому герою знаменитого в то время романа Ф. Купера. Пушкин сразу же влюбился.
Новому предмету своего увлечения Пушкин
посвятил целый любовный цикл — пожалуй, самый большой в поэтическом
корпусе великого поэта. Однако остается загадкой: любил ли Пушкин Анну
Оленину по-настоящему? В это не верили ни ее родители, ни проницательный
друг семейства И. А. Крылов. В петербургском свете все действующие лица
этого романа были слишком заметными фигурами, и настойчивое ухаживание
Пушкина не могло не компрометировать девушку. Из уст в уста переходили
его слова: «Мне бы только с родными сладить, а с девчонкой уж я слажу».
Понятно, что они были известны и Анне Алексеевне и глубоко ее оскорбили.
В конце концов Пушкин уехал в Москву, предложения так и не сделав. В
Москве он встретил Наталью Гончарову.
Но удивительно! Через три года Пушкин завершил оленинский цикл еще одним шедевром:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Остается подвести итог. В 1838 году
умирает Елизавета Марковна Оленина. В своем завещании она умоляет
супруга продать Приютино. Он исполнил ее волю, на вырученные деньги
купил дачу в Павловске, где и провел последние годы. Дальнейшая история
Приютина интереса не представляет. |