Узкая крутая лестница ведет на второй этаж
квартиры-музея К. И. Чуковского в Переделкине. А там, в комнатах,
залитых солнцем,— книги, книги, книги...
Очень многие из них были подарены Чуковскому их
авторами, и на каждой такой книге есть дарственная надпись, то
коротенькая, то занимающая чуть не весь форзац. Эти надписи не менее
интересны, чем висящая здесь же оксфордская мантия с черной квадратной
шапочкой, или индейский убор из разноцветных птичьих перьев, также
подаренный автору «Мойдодыра» и «Тараканища» во время одной из его
зарубежных поездок.
Дарственный автограф всегда отражает отношение дарящего
книгу к тому, кому она преподносится. Это отношение не всегда бывало
однозначным.
Так, будучи еще совсем молодым критиком, Чуковский вел
довольно резкую полемику с философом-идеалистом В. Розановым, и тот
подарил ему в 1909 году свою книгу «Итальянские впечатления», сделав на
ней надпись: «Талантливому, но... но... но... Корнею Чуковскому».
Можно ли лаконичнее выразить и признание заслуг своего молодого оппонента, и несогласие с некоторыми его взглядами?
А вот надпись на другой книге того же автора: «Опавшие листья» (1915):
«Книги, замечательные сами по себе, критики должны
покупать на собственные деньги. <...> Да ты лучше не пообедай, а
купи книгу стихов Лермонтова, песен Кольцова, Полежаева или Розанова.
Корнею Ивановичу Чуковскому сердящийся на него В.
Розанов». Мариэтта Шагинян на книге своих стихов «Orientalia» (1921)
написала: «Дорогому Корнею Ивановичу — в память наших добрых ссор и
худого мира».
Другие авторы в надписях на своих книгах, подаренных Чуковскому, подчеркивают не свои разногласия с ним, а любовь к нему.
Так, А. Твардовский, чьи первые поэтические опыты
Чуковский оценил положительно, на книжке «Страна Муравия» (первое
издание, 1936) сделал такую надпись:
«Корнею Ивановичу с горячей благодарностью за письмо, которое я никогда не забуду».
На книге Льва Разгона (1969) стоит: «Ужас как дорогому Корнею Ивановичу от ужас как его любящего автора».
О глубокой привязанности к Чуковскому говорят и надписи
на книгах И. Андроникова. В 1951 году он пишет на своей книге
«Лермонтов»: «Батюшка вы наш, Корней Иванович! Без интонаций, без мимики
и жеста, без восторженного на Вас глядения могу ли я выразить все то,
для чего мала и эта, и многие другие страницы,— другими словами, могу ли
я описать свою любовь, хотя книжку эту я написал без Вашей помощи?»
Спустя много лет, на книге «Рассказы литературоведа» (1969) тот же
Андроников пишет: «Чудотворцу Корнею Ивановичу, в знак любви бесконечной
и преданной — немеющий от восторга и благодарности Ваш «главный химик».
Ю. Тынянов написал на своем романе «Кюхля», переизданном
в 1931 году: «Вот Вам, дорогой Корней Иванович, старый архаист Кухля в
новом крепостном халате».
А вот что написал С. Маршак на третьем томе собрания своих сочинений в 1959 году:
«Корней Иванович, нельзя не верить сказкам!
Как сказочно переменился свет
С тех давних пор, как в переулке Спасском
Читали мы поэтов давних лет!
С приветом дружеским дарю Вам том свой третий.
Мы — братья по перу, отчасти и родня.
Одна у нас семья: одни и те же дети
В любом краю страны у Вас и у меня».
Все эти дарственные надписи красноречиво говорят о том,
какую важную роль играл К. И. Чуковский в нашей литературе и как тесно
он был связан почти со всеми выдающимися ее деятелями. |