Указом от 15 января 1783 года Екатерина II, стремясь
прослыть либеральной, разрешила всем беспрепятственно открывать
собственные типографии. Этим разрешением воспользовался ряд богатых
помещиков-графоманов, которые завели в своих имениях типографии для
печатания собственных произведений.
К их числу принадлежал Николай Еремеевич Струйский. С
1763 по 1771 год он служил в Преображенском полку, но получил «абшит»,
т. е. ушел в отставку с чином всего-навсего гвардии прапорщика. Будучи
очень богат, он выстроил в своем имении Рузаевка, Пензенской губернии,
роскошный дворец, завел в нем типографию и велел обучить нескольких
крепостных печатному делу.
Интересные воспоминания о нем оставил князь И. М. Долгоруков, бывший в то время пензенским губернатором:
«Струйский был оригинал в своем роде. Пристрастившись к
стихотворству, он имел у себя собственную вольную типографию и в ней
отпечатывал все свои сочинения. Тиснение в ней было доведено до
наилучшего тогда в России искусства. Он подносил Екатерине разные свои
труды, и она изволила красотой издания хвастаться даже перед чужеземными
посланниками, дабы они видели, что за тысячи верст от столицы, в глуши,
под ее скипетром процветают науки и художества, а ему неоднократно, для
вящего одобрения, посылала перстни бриллиантовые в подарок.
...Сочинения его рассмешили бы мертвого. Потешнее, после
«Телемахиды», ничего нет на свете. Как о сочинителе стихов, я о нем не
сожалел нимало, ибо он писать их совсем не умел, и щеголять имел право
более их тиснением, нежели складом. Правописание и пунктуация у него
были свои, особенные. Сочинения его до крайности плохи мыслями и
путаницей речи».
Действительно, даже современники Струйского могли лишь пожимать плечами, читая такие строки:
Как буду я забвен у время,
Поя Петрово славно племя...
«Странен он был,— продолжает Долгоруков,— в образе жизни, в обращении, в одежде, в правилах, во всем.
Дом его в деревне был высок и огромен; в нем на самом
верху он отвел себе кабинет и назвал его Парнасом. Там он предавался
своим вдохновениям пиитическим. В сие святилище никто не хаживал, ибо,
говорил он, не должно метать бисер перед свиньями. Все обращение его
было дико: он носил с фраком парчевой камзол, подпоясывался розовым
кушаком шелковым, обувался в белые чулки, на башмаках носил бантики,
повязывал длинную прусскую косу».
«Я к нему приехал раз с женой, и он, показывая ей свою
типографию, вдруг при ней велел тиснуть стихи, сочиненные им на ее
приезд, и поднес ей экземпляр, напечатанный на атласе».
Другой современник Струйского рассказывает:
«По стенам его Парнаса были расставлены статуи Аполлона и
девяти муз, развешано разное оружие. Там он принимал и старосту с
докладами по хозяйству, и чинил суд и расправу над своими крепостными. У
него была типография, в ней печатал он без всякой цензуры свои
безвредные сочинения. Типография была превосходная: шрифт чистый и
красивый, александрийская клееная бумага, прекрасно вырезанные на меди
виньетки. Едва ли какая книга того времени была выдана так чисто,
красиво и даже великолепно».
Печатал Струйский только свои сочинения, в продажу их не
пускал, а раздавал сыновьям, знакомым и разным высокопоставленным
лицам. Книжки, изданные силами крепостных в этой типографии, являются
ныне большой библиографической редкостью.
«Сумасшедший издатель», как его называли, был таким
страстным поклонником Екатерины II, что, узнав о ее кончине, заболел
горячкой, лишился языка и вскоре умер. Оборудование его книгопечатни
наследники продали Симбирской губернской типографии.
В одной из черновых рукописей Г. Р. Державина есть эпитафия этому чудаку:
Средь мшистого сего и влажного толь грота
Пожалуй, мне скажи, могила это чья?
Поэт тут погребен, по имени — струя,
А по стихам — болото.
|