Наши предки не меньше, чем мы, любили сборники всяких
поучительных изречений и афоризмов — доступный источник житейской
мудрости. Задолго до изобретения книгопечатания такие рукописные
сборники имели хождение на Руси. Одной из первых нравоучительных
хрестоматий была «Пчела» — перевод греческого сборника под тем же
названием, составленного в XI веке монахом Антонием, который положил в
его основу сборники изречений, составленные еще раньше, в V—VI веках.
Название этой рукописной книги имело фигуральный смысл:
как пчела собирает нектар с различных цветов, так и здесь были собраны
цитаты из разных авторов — и античных и христианских.
До нас дошло более двух десятков русских, точнее —
церковнославянских «Пчел», древнейшая из которых появилась в начале XIII
века. Рукописи эти неодинаковы: некоторые переведены не с греческого, а
с болгарского или сербского, но содержание почти одно и то же.
Академик М. Н. Сперанский указывает, что «Пчелы»
пользовались большой популярностью потому, что представляли собою
сборники назиданий не только христианско-нравоучительного, но и
житейского характера, «притом изложенных в форме легко усвояемых
изречений, разнообразных по содержанию, основанных в значительной своей
доле на писаниях лиц, пользовавшихся авторитетом и славою великих
учителей».
Действительно, во всех «Пчелах» приводятся, с указанием
авторов, довольно обширные рассуждения, максимы и сентенции из Сократа,
Платона, Демокрита, Демосфена, Аристотеля, Геродота, Фукидида, Феокрита,
Пифагора, Диогена, Эпиктета, Эсхила, Софокла, Менандра, Плутарха и
других греческих мудрецов, историков и философов, не говоря об отцах
церкви — Иоанне Богослове, Иоанне Златоусте и других.
«Пчелы» — сборники тематические: каждая глава посвящена
какой-нибудь одной теме. Есть темы: «О житейской добродетели и о злобе»,
«О мудрости», «О чистоте и целомудрии», «О мужестве», «О правде», «О
лжи и клевете», «О дружбе и братолюбии», «О власти», «О богатстве и
убожестве» (т. е. бедности), «О любомудрии (т. е. философии.— В. Д.) и
учении детям», «О ярости и гневе», «О молчании и тайне», «О пьянстве»,
«О трудолюбии», «О клятве», «О тщеславии», «О красоте», «О смерти», «О
благородии и злородии», «О старости», «О юности», «О памяти», «О
терпении», «О законе», «О безумии», «О ненависти», «О женах», и т. д.
В главе о пьянстве читателя предупреждают: «Егда сядешь
на пиру, то первую чару вспиешь в жажду, вторую в сладость, третью во
здравие, четвертую в веселие, пятую в пьянство, шестую в бесчестье, а
последнюю в горькую смерть. Не буди винопийцеи, всяк бо пьяница
обнищает».
Главы «О любви» в «Пчелах» нет, но зато немало места
уделено порицанию женщин, описанию их коварства и всяческих хитростей.
Вот что Иоанн Златоуст пишет о злых женах:
«Что такое есть злая жена? Око диавола, торг адов,
подобна есть перечесу: всюду болит и везде свербит. Воевода неправедный,
стрела сатанина, уязвляет сердца юных и старых в несытное блуждение».
В беседе с сыном отец так описывает женщину: «Прехитро
себя украшает, приятные сандалии обувает, и вежды свои ощиплет, и духами
учинит, и лице и выю валами повапит (т. е. набелит белилами.— В. Д.), и
черности в очесех себе украсит. Когда идет, ступает тихо, и шею слегка
обращает, а зрением умильно взирает, уста с улыбкою отверзает и все
составы к прелести ухищряет, и многие души яко огнепальными стрелами
устреляет, яко ядом зловонным, видением своим юных убивает».
В другом месте: «Ничтоже есть подобное на земле жене
злоязычной. Всего злее злая жена. Аз видах аспиды неукротимы укротишася,
и лвове, и единорогове, и медведи укротишася, а злая жена никогдаже
укротится. Лучше железо варити, нежели злую жену учити».
Здесь на полях одной из «Пчел» каким-то читателем сделана пометка: «Истинно так, и аз сие познах».
К чести древнегреческих философов, это не их взгляды, а
взгляды монахов — «отцов церкви», которые относились к женщинам со
злобой аскетов. Любая женщина для них — исчадие дьявола. Ехидство
женского пола они доказывают примерами из священного писания и древней
истории: «Жены ради Адам из рая изгнан бысть...» Не забыты ни Далила, ни
Иродиада, ни жена Пентефрия; жены погубили царей Давида, Соломона...
Словом, глава «О женах» всячески их осуждает и бранит.
Многочисленность найденных «Пчел» говорит не только о
популярности этого литературного жанра, одного из древнейших, но и о
том, что грамотность на Руси в незапамятные времена была распространена
довольно широко. |