15 июня 1830 года друг Пушкина князь П. А. Вяземский сделал такую запись в дневнике:
«Был у меня поэт-литератор, молодой Перец или Перцов, принес свою книжку «Искусство брать взятки».
В шутке его мало перцу, но в стихах его шаловливых,
которые Александр Пушкин читал мне наизусть, много перца, соли и
веселости. Он теперь, говорят, служит при «Северной пчеле».
Речь в этой записи шла об Эрасте Петровиче Перцове
(1804—1873), а полное название книжки: «Искусство брать взятки.
Рукопись, найденная в бумагах Тяжалкина, умершего титулярного
советника». Она состоит из пяти лекций, где с большим знанием дела
описываются различные виды мздоимства, а также способы вымогательства и
вручения взяток.
Книжка была издана от имени некоего Тяжалкина.
Фамилия мнимого автора явно перекликалась со словом
«тяжба», т. е. гражданское судебное дело. Прямая связь тут была и со
словами «сутяга», «сутяжничать».
В начале книжки от лица ее издателя, подписавшегося «-ъ
-ь», сообщалось, что «когда покойный Тяжалкин в последнее время жизни
своей оказался под следствием, то не придумал лучшего средства
расположить к себе людей, от коих зависела его участь, как вызовом
читать их детям лекции об искусстве брать взятки; долговременная
практика ручалась за его теоретические познания».
Во вступительной лекции утверждалось, что «искусство
брать взятки открывает нам прямой путь к счастию». В следующей лекции
давалась классификация взяток: во-первых — натурою: подарки, сюрпризы,
обеды, вещи, словно нечаянно забытые. Второго рода взятки дают «ходячей
монетой по курсу, предпочтительно ассигнациями, потому что они переходят
из рук в руки без стука и шума». При этом пояснялось, что пятирублевая
ассигнация называется у взяточников синицей, десятирублевая — снегирем,
двадцатипяти- и пятидесятирублевые — белыми голубями, сторублевая —
щеголем, двухсотрублевая — пеструшкой. Наконец, взятки третьего рода —
это всякие попущения и одолжения.
В третьей лекции автор поучает, как взяточнику следует
держать себя с просителем: «Слушайте рассеянно, отвечайте нехотя, до той
самой минуты, пока он прошепчет, что будет вам благодарен». Тут автор
пускается в филологические рассуждения: благодарить — значит дарить
благо, но высшее благо — это, конечно, деньги; поэтому «благодарить»
означает дарить деньги. «Тогда да оживятся вдруг все черты лица вашего,
да просветлеет взор, и грубый голос да смягчится».
А как вести себя, если в деле участвует несколько
сторон? «Возьмите от того, кто дает больше, а прочих с гневом и шумом
проводите за дверь». Впрочем, автор не исключает получения взяток и от
истца, и от ответчика, но тогда «дело надобно кончать так, чтобы они
остались равно удовлетворенными, хотя бы через то между ними возникла
новая тяжба».
Не забыты и слова евангелия: «Всякое даяние есть благо», «Дающему да воздастся»...
Словом, перед нами — острая сатира на нравы
николаевского времени, когда взяточничество цвело пышным цветом,
особенно в судах. Как могла царская цензура поставить на такой книжке
гриф: «Печатать дозволяется»? И как мог издать ее такой реакционный
литератор, как Н. Греч, в чьей типографии, как указано на обложке, она
была напечатана?
Решить эти вопросы до некоторой степени помогает «Ответ
издателю», помещенный после «Письма издателя». Некий -ий -ий, которого
«издатель» якобы попросил сообщить мнение о рукописи Тяжалкина, пишет,
что «скорее надлежит признать ее юмористической шуткой над взяточниками,
написанной для того, чтобы стать на ту точку, с которой сей предмет
может быть осмеян удовлетворительнейшим способом. Ирония одна способна
произвести сильное действие. По мнению моему, ваша рукопись обрадует
добрых людей и огорчит тех, в чье будто бы наставление она писана».
Это объяснение, по-видимому, предназначалось для цензуры
и удовлетворило ее. В нем подчеркивалось, что автор написал руководство
по взиманию взяток с целью высмеять взяточников, подобно тому как
Сервантес, чтобы осмеять рыцарские романы, написал «Дон Кихота» —
пародию на них.
Как бы то ни было, эта очень смелая для своего времени
попытка бороться со взяточничеством пером сатирика удалась: книжка
репрессиям не подверглась.
Стихи же Эраста Перцова до нас не дошли; возможно, что
они и не публиковались, недаром Пушкин читал их Вяземскому наизусть. Это
говорит о том, что они заслужили внимание великого нашего поэта.
Почти никаких сведений о дальнейшей литературной
деятельности и жизни автора «Искусства брать взятки» до нас не дошло,
его имени в энциклопедиях нет. Известно лишь, что в конце 50-х годов он
редактировал «Журнал общеполезных сведений», а в 1861 году был арестован
в связи с делом о тайных типографиях и выслан из Петербурга. Об этом
упоминает Герцен в «Былом и думах». |