В сатирическом журнале «Трутень», издававшемся
просветителем Н. И. Новиковым, было помещено (1770, лист XV) следующее
«Письмо издателю» и ответ на него:
«Господин издатель!
Давно хотелося мне с тобой познакомиться, но недосуги
мои не допущали, а ныне привлекает к тому необходимость. Мне нужны твои
советы. Пожалуй, будь со мною откровенен: я малой, право, доброй, и со
мною ужиться в согласии очень легко. А ты хотя и не совсем мне
полюбился, однако ж я приметить мог, что и ты человек доброй.
Я вознамерился в нынешнем году издавать «Модное
ежемесячное сочинение» и посвятить ево красавицам. Но прежде захотел
спросить у тебя совета искреннего: ты уже другой год около етова
промысла трешься, так, конечно, ясно узнал ево; пожалуй, скажи мне, не
хлопотно ли ето, и не надо ли мне будет с кем-нибудь ссориться.
Ето меня пуще всего стращает, ибо я до ссор не охотник. Ответ твой решит мое сомнение».
Новиков ответил безымянному просителю в том же листе «Трутня»:
«Господин будущий издатель «Модного сочинения»!
Я вам не могу дать иного совета, как только, чтобы вы о
будущем своем издании посоветовались сами с собою. Хлопот издателям
довольно, а еще и заботы, а временем и убытки; но заглавие вашего
издания от последнего вас конечно избавит. Ссоры также бывают; впрочем,
ежели вы такой доброй человек, то я хотел бы иметь вас своим товарищем;
может быть, вы своим заглавием опять введете в моду у читателей
периодические сочинения».
Спустя девять лет, в 1779 году, в Москве начал выходить
журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского
туалета». Однако это не был журнал мод: основным его содержанием была
«изящная словесность»: повести (главным образом переводные,
сентиментальные) и стихи (исключительно о любви). Был помещен и перевод
нескольких «Метаморфоз» Овидия.
К каждой книжке прилагалась цветная гравюра: женская
головка, на которой красовалось целое сооружение из прутьев, материи,
лент и цветов (такие головные уборы были в моде у парижанок той эпохи).
Есть основания думать, что издателем этого журнала был
сам Новиков, который как раз в 1779 году переехал из Петербурга в Москву
и развернул там издательскую деятельность в больших масштабах: около
трети всех журналов и книг, изданных в те годы в России, вышло из
новиковских типографий.
Таким образом, автором анонимного «Письма издателю» в
«Трутне» являлся, по всему вероятию, сам Новиков. Этим он хотел привлечь
внимание публики к затеянному им новому журналу.
Представляет интерес и другое письмо к издателю,
помещенное в 1780 году в еженедельном журнале «Что-нибудь», выходившем в
Петербурге, и ответ издателя на это письмо:
«Г. издатель!
Что мне делать? Я человек недостаточный и не могу
подражать моде, а меня многие пересмехают, что у меня не так щегольски
сшит кафтан, как у них, что у меня пряжки круглые, а не четвероугольные и
не такой величины, как все носят. А того не знают, что у меня денег нет
на подражание модным затеям, и только лишь осмеивают меня и презирают;
мне же это весьма досадно. И так сделайте милость, напечатайте это
письмо в вашем начавшемся еженедельном издании; авось либо они,
прочитавши оное, поуймутся так со мной поступать, а притом сообщите мне в
ответ: хорошо ли они это делают, и подайте мне совет, чтоб избавиться
от посмеяния таких людей, которые меня сим весьма тревожат.
Ваш покорный слуга Бедняков».
Ответ гласил:
«Нет лучше способу убежать их презрения, как только
молчать; ибо не только вы, но и все могут рассудить, что они делают
худо; да если б они вас и начали бранить, то вы на это им говорите
послозицу, что брань на вороту не виснет; так я думаю, что они,
побранившись и посмеявшись вам, когда-нибудь и перестанут».
И в этом случае можно предположить, что перед нами
литературный прием, бывший тогда в ходу: обсуждать какую-нибудь тему в
форме письма, якобы присланного в редакцию, и ответа на него. В пользу
этого предположения говорит и явно придуманная фамилия автора письма
—Бедняков.
Этот прием применил однажды и Пушкин: под письмом к
издателю «Современника» (1836) он поставил «А. Б.». Журнал этот издавал
он сам и не мог вести полемику от своего имени. Это было выступление
против помещенной в том же «Современнике» статьи Гоголя «О движении
журнальной литературы». Авторство Пушкина было установлено лишь через
девяносто лет. |