А. Г. Венецианов (1780—1847) не только был выдающимся
художником, давшим начало новому направлению в русской живописи, но и
сделал попытку издавать первый в России журнал, состоявший целиком из
карикатур.
В 1808 году вышел первый его номер, ставший и последним;
в цензурных архивах сохранилось дело, из которого видно, что 18 января
1808 года Александр I велел издание «Журнала карикатур» запретить, а
издателю его указать, что «дарование свое он мог бы обратить на гораздо
лучший предмет и временем мог бы воспользоваться с большей выгодой для
приучения себя к службе, в коей находится» (28-летний Венецианов был
тогда землемером при Лесном департаменте).
Журнал, видимо, был запрещен за рисунок «Вельможа». На
нем изображен сановник, заснувший в своем кабинете, в то время как его
ждут просители, сидящие в соседней комнате (они отражены в зеркале). По
приемной с трудом ковыляет инвалид на костылях. Вельможа, грузно
развалясь на кушетке, спит; к нему прикорнула содержанка, на столе
разбросаны ордена, кошка на полу играет деловыми бумагами.
Рисунок этот является иллюстрацией к оде Державина «Вельможа», где описана такая же ситуация.
Венецианов попытался здесь сатирически изобразить
современные ему нравы и обычаи. Он делал тогда лишь первые шаги в
искусстве: его картина «Гумно» появилась лишь 15 лет спустя, в 1823
году.
«Журнал карикатур» является величайшей библиографической
редкостью. Лишь в кабинете гравюр ленинградского Эрмитажа есть один
экземпляр, да и то неполный.
Русская цензура весьма недоброжелательно относилась к
карикатурам и карикатуристам. Это видно из того, что спустя несколько
десятилетий после выхода «Журнала карикатур» она запретила еще одну
сатирическую композицию, озаглавленную «Вот как должен человек проводить
свой краткий век» и состоявшую из пяти картинок: четыре — по углам и
одна — посередине.
В левом верхнем углу изображен учитель музыки, играющий
на скрипке; его слушает старик с помощью слухового рожка. Подпись:
«Глухой учится музыке». В правом углу — учитель танцев во фраке и ученик
на деревянных протезах, опирающийся на костыль. Подпись:
«Безногий учится танцевать».
В левом нижнем углу — молодой человек без рук, занятый
рисованием (карандаш он держит в зубах). Подпись: «Безрукий учится
рисовать». В правом нижнем углу — старик в ночном колпаке и темных
очках, сидящий в кресле и читающий книгу. Подпись: «Слепой учится
читать».
Наконец, в центре более крупным планом нарисован лежащий
на диване и курящий молодой человек без всяких физических дефектов, во
фраке, клетчатых брюках и фуражке. Подпись: «Господин с ушами, ногами,
руками и глазами учится ничего не делать».
Таким образом, автор имел целью обличить леность
привилегированных классов: даже слепой, глухой, безрукий, безногий
чему-нибудь учатся, а здоровяк бездельничает... Но цензор синим
карандашом вывел на эскизе крупными буквами: «НЕ ДОЗВОЛЕНО».
Впоследствии, однако, запрет удалось обойти, и рисунок
(чьему перу он принадлежал — неизвестно) был с небольшими изменениями
помещен в 1846 году в одном из выпусков альбома «Ералаш», выпускавшегося
М. Л. Неваховичем. |