И. А. Гончаров писал «Обрыв» двадцать лет (с 1849 по
1868 г.) Поэтому многие черты персонажей романа претерпели в процессе
работы над ним значительные изменения. По словам самого писателя, «образ
Волохова вышел сшитым из двух половин, из которых одна относилась к
глубокой древности, до 50-х годов, а другая — позднее, когда стали
нарождаться новые люди» (письмо к Е. П. Майковой, 1869).
Хотя роман имел огромный успех («Вестник Европы», где он
печатался, был нарасхват), критика встретила его весьма сурово, причем
он не понравился представителям как радикально-демократического, так и
консервативного лагеря. Особенное недовольство вызвал образ Марка
Волохова, сопоставление которого с тургеневским Базаровым напрашивалось
само собою.
В статье «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв»
(написана в середине 70-х годов, но опубликована лишь в 1895 году, уже
после смерти писателя) Гончаров оправдывался: «Все, даже порядочные люди
из новых поколений, найдя в портрете Волохова сходство, напали на меня —
конечно, потому, что не желали на него походить.
Они жаловались, зачем я изобразил такого урода, не найдя
в нем ничего хорошего. Но если б я нашел хоть одну черту хорошую,
Волохов был бы уже не Волохов, а другое лицо».
О дальнейшей судьбе этого героя в романе говорится
весьма скупо: после окончательного разрыва с Верой он «едет на время в
Новгородскую губернию к старой тетке, а потом намерен проситься опять в
юнкера, с переводом на Кавказ».
Нет, нельзя ограничиваться этими куцыми строчками! —
решил некий литератор, чье имя осталось неизвестным. И еще до того как
«Вестник Европы» закончил печатание «Обрыва», в юмористическом журнале
«Будильник» (1869, № 15) появился без подписи пародийный эпилог романа.
Речь здесь шла, впрочем, не о дальнейшей жизни Марка Волохова, а о
судьбе, уготованной ему после смерти. Попав в ад, он встречается там с
другим представителем русского нигилизма — Базаровым...
Но сначала анонимный автор довольно подробно рассказывал
о своей встрече с чертом, который доставил ему рукопись, якобы
украденную из редакции «Вестника Европы». Вот отрывки из нее:
«Черти выцарапали когтями преступную душу Марка Волохова
и понесли прямо в ад. Впрочем, черти обходились с ним, как с добрым
товарищем: он во всем был подобен им».
«Базаров сидел в самом последнем котле. Марк ухватился за край котла и хотел влезть. Вода в котле кипела ключом.
— Убирайся ко всем чертям! — крикнул Базаров хриплым голосом, отталкивая Марка.
— Что это? Неужели и здесь признают эти глупые права собственности? — воскликнул Марк.
— А, земляк! — вскричал Базаров.— Полезай, полезай!
...Как бы ни был, однако ж, Сатана милостив к Марку — он не мог не назначить ему тех мук, какие подлежали ворам».
Так заканчивается эпилог. Его автор явно переборщил.
Правда, Марк Волохов обрисован в «Обрыве» с довольно непривлекательной
стороны и симпатии не вызывает: он «пария, циник, ведущий бродячий
цыганский образ жизни», не питает уважения к чужой собственности.
Он считает, что нет ни честного, ни нечестного, а лишь
полезное и вредное для него самого. И все же это довольно далеко от
определения «вор», которое приписывает ему автор эпилога.
Такое отношение удивляет: ведь «Будильник» был журналом
вовсе не консервативного, а радикально-демократического направления,
особенно в первые годы его издания (1865—1869), когда в нем сотрудничали
Д. Минаев, Г. Жулев, Л. Пальмин и другие поэты-демократы.
Сатира и юмор в этом журнале были тогда социально
заостренными, и в противоборстве Райского с Волоховым редакция вряд ли
была на стороне первого. Почему же именно в «Будильнике», а не в
реакционных «Осе» или «Занозе» появилась юмореска, где Волохов изображен
столь черными красками?
Можно предположить, что пародийный эпилог романа
является сатирой не на «Обрыв» и его отрицательный персонаж, а на
предвзятое отношение к ним некоторых критиков, увидевших в Волохове и
Базарове новых «героев нашего времени» и явно к ним не расположенных.
Об этом отношении Гончаров писал:
«Другие упрекают, что я изобразил одни лишь
отрицательные свойства или «крайности» молодых людей, <...> Отчего
такая нетерпимость и раздражение по поводу Волохова?»
Надо полагать, что анонимный автор высмеивал именно этих
критиков, не увидевших в Марке Волохове ничего, кроме плохого,— тех,
кто, по словам Гончарова, «так уродливо понимает и народ, и новое
поколение». Тогда появление в «Будильнике» пародийного эпилога «Обрыва»
становится понятным. |