Казалось бы, что общего с литературой у фаворита
Александра I, графа А. А. Аракчеева (1764—1834), чье имя стало
нарицательным для обозначения произвола военщины? Это одна из самых
мрачных фигур русской истории первой четверти XIX века. Исчерпывающая
его характеристика дана в пушкинской эпиграмме (распространялась в
списках, впервые опубликована в вольной русской печати за границей,
1861):
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он, преданный без лести?
Просто фрунтовой солдат.
И однако среди литературных премий, подлежавших
присуждению дореволюционной Академией наук, была не только пушкинская,
но и аракчеевская. После смерти Александра I его фаворит завещал 50
тысяч рублей за наилучшую историю царствования своего
покровителяимператора. Эта премия вместе с наросшими на нее процентами
должна была быть присуждена через сто лет после смерти Александра. И во
всех ежегодных «Памятных книжках Императорской Академии Наук»
указывались сроки: представления сочинений на конкурс— 1 января 1925
года и присуждения премии — 12 декабря 1925 года. Однако по причинам,
завещателем не предусмотренным, премии этой никто не был удостоен: гроза
1917 года оставила царских историографов без работы...
В своем имении Грузино Аракчеев завел типографию, где
печатались главным образом рескрипты императора на его имя и правила
внутреннего распорядка в основанных им военных поселениях, с помощью
которых временщик собирался превратить всех русских крестьян в солдат.
В «Правилах о свадьбах» Аракчеев требовал, чтобы все
кандидаты в женихи подвергались испытанию в знании молитв и заповедей.
Кто тверже всех их выучил, тому и следовало отдавать предпочтение
(мнение невесты, разумеется, не спрашивалось).
Заботясь о «духовной пище» для жителей военных
поселений, Аракчеев в 1823 году предпринял в той же грузинской
типографии издание еженедельника под названием «Семидневный листок
военных поселений учебного батальона поселенного гренадерского графа
Аракчеева полка». Ведение этого журнала было поручено доморощенным
литераторам из кантонистов и писарей, а задачей его была пропаганда идей
Аракчеева в обществе.
С этой целью на страницах «Семидневного листка»
публиковались рассуждения на религиозные темы и другие материалы, где
жизнь в военных поселениях всячески восхвалялась.
Однако фигура Аракчеева была столь одиозна, ненависть к
нему во всех кругах населения столь велика, что «Семидневный листок»
никакого распространения не получил и заглох после шестого номера, не
просуществовав и двух месяцев. |