В 1809 году вышла на русском языке книга под чрезвычайно
длинным названием: «Новейший полный и любопытный способ, как узнавать
каждого человека свойства, нравы и участь по его сложению, или Опытный
физиогном и хиромантик славного Лафатера, прославившегося в сей науке,
открывающей таинственные секреты природы, с изъяснением счастья и
несчастья человека, и в каком роде жизни оное случиться может, по членам
человеческого тела, чертам лица и рук, и по прочим признакам, с
описанием влияния планет на свойства человеческие, и с приложением
таблицы, показывающей, счастлив ли тот день и час, в который кто
родился».
Будем для краткости называть эту книгу «Опытный физиогном».
В ней описывалось «двенадцать признаков, по которым
можно узнать честного человека», и «одиннадцать знаков обманчивого и
вороватого человека», а также признаки щедрого, влюбленного, злого,
скупого характера и черты, по которым можно определить, кому суждено
счастье, а кто, наоборот, обречен судьбой терпеть несчастья.
Красные щеки якобы «представляют человека, который
пьянству и ярости привержен». Белые зубы показывают глупого и тщетного
(т. е. тщеславного) человека.
Толстый затылок будто бы свойствен «ленивым, неразумным и
необузданным людям». У храброго подбородок четырехугольный, у сердитого
— острый, а расщепившийся —признак либо влюбчивого, либо лживого
человека. Характер можно определять и по походке: «Кто всем телом, а
особенно плечами много вертится — тот спесив, горд и много о себе
думает». Лишний, шестой палец на левой руке означает богатство, а на
правой — ум...
Много внимания автор уделял расположению морщин, родимых
пятен и бородавок. По последним можно было даже предсказывать судьбу:
бородавка на носу обещала наследство, а на верху левого уха угрожала
насильственной смертью... Родимые пятна на правой стороне тела и лица,
оказывается, сулят их обладателю удачи, а на левой — невзгоды...
Наконец, один раздел «Опытного физиогнома» посвящен хиромантии, а другой — астрологии.
Автор недаром выдал всю эту несусветную чепуху за труд
«славного Лафатера»: имя этого ученого пользовалось в те времена
огромной популярностью.
Пушкин упоминает его в «Дубровском»: «Слуги стали
разносить тарелки по чинам, в случае недоумения руководствуясь
лафатерскими догадками, и почти всегда безошибочно».
Диккенс говорит про миссис Боффит, героиню его романа
«Наш общий друг», что «ее физиономию не одобрил бы ни один из учеников
Лафатера».
Денис Давыдов в статье «Встреча с великим Суворовым»
пишет: «Черты сухощавого лица его были покрыты морщинами, достойными
наблюдения Лафатера».
Герцен в романе «Кто виноват?»: «Два лица эти могли бы послужить Лафатеру предметом нового тома кудрявых фраз».
Лев Толстой в «Войне и мире»: «Лафатер сказал бы, что у меня нет родительской шишки».
Немногие писатели и ученые второй половины XVIII века
были так широко известны, как швейцарец Иоганн-Каспар Лафатер
(1741—1801). Прославился он благодаря созданной им теории о связи
характера каждого человека с внешним его обликом: строением черепа
(отсюда — «родительская шишка»), очертаниями лица, телосложением.
Главный труд Лафатера «Фрагменты физиогномики» вышел в
1775 году в Лейпциге и был иллюстрирован превосходными гравюрами. В
России имя Лафатера получило известность в связи с «Письмами русского
путешественника» Карамзина, который навестил ученого в Цюрихе, где тот
жил, и подробно описал эту встречу.
В дальнейшем Карамзин вел с ученым переписку, вплоть до
трагической гибели последнего при взятии Цюриха французскими войсками в
1801 году. Какой-то пьяный солдат выстрелил в Лафатера, спокойно
сидевшего у ворот своего дома, и смертельно его ранил.
Именем знаменитого ученого стали спекулировать издатели с
целью наживы; таким образом и появился «Опытный физиогном». В 1817 году
вышло еще одно его издание. Между тем ни о хиромантии, ни об астрологии
у Лафатера не сказано ни слова. Глава о родимых пятнах у него есть, но в
ней говорится лишь о том, что они бывают связаны с различными случаями
во время беременности, чего не отрицает и современная наука.
«Лафатерские догадки» высмеивал еще Гете, чье лицо
совершенно не соответствовало характеру поэта, как с сокрушением
признавался сам автор теории. Тем не менее она получила широкое
распространение. Наши прабабушки и прадедушки твердо верили, что о
моральных качествах человека можно судить по форме его носа, губ,
ушей... Это было к тому же гораздо легче, чем вникать в его характер или
выяснять мотивы его поступков.
В дневнике Чернышевского, еще студента, есть запись от
16 декабря 1848 года: «Читал Лафатера физиогномику, которая не
удовлетворяет меня». Вероятно, речь идет о подлинном трактате или о его
переводе на французский, а не об «Опытном физиогноме», который скорее
надо отнести к лубочной литературе. Его автор приписал свое антинаучное
чтиво перу «славного Лафатера», всем известного понаслышке, чтобы
пробудить у публики интерес. Подлинные же «Фрагменты физиогномики» так и
не были переведены на русский. |