В недобрую пору крепостной зависимости у русских
помещиков имелись не только свои актеры, музыканты и художники, но и
доморощенные поэты.
Достоевский в повести «Село Степанчиково и его
обитатели» с горьким сарказмом описал одного из них — камердинера Гришку
Видоплясова, обученного стихотворству. Его барин сообщает племяннику,
что собирается напечатать стихи собственного поэта отдельной книжкой под
названием «Вопли Видоплясова», подчеркивая: «Будет выставлено на
заглавном листе: «Крепостной человек такого-то», а в предисловии — от
автора благодарность за образование».
Недовольный своей фамилией, Видоплясов придумывал себе
псевдонимы. Его барин рассказывает: «Что ни неделя, то фамилия, и все
такие нежные выбирает: Олеандров, Тюльпанов». Потом этот крепостной поэт
решил называться Григорием Верным, но «какой-то балбес подобрал на это
рифму: скверный. Придумал: Уланов, подобрали рифму «болванов». Затем —
Танцев,— облагороженная по-иностранному своя фамилия, и, наконец,
Эсбукетов... Умер Видоплясов, по словам писателя, в сумасшедшем доме.
Это хотя и шарж, но сколок с действительности.
Тарас Шевченко, как известно, был крепостным. Та же
участь выпала на долю и других талантливых русских самородков, в числе
которых был Егор Алипанов.
Вот что рассказано о нем № 33 «Новгородских губернских ведомостей» за 1856 год:
«Егор Ипатьевич Алипанов родился в 1800 году в
Людиновском горном заводе Калужской губернии Жиздринского уезда. Отец
его, мастеровой при заводе, был крепостным секунд-майора И. А. Мальцева.
Воспитание молодого Алипанова было предоставлено самой природе, как это
часто бывает не в одном этом сословии. Читать, писать кое-как без
правил грамматики научился он у отставного сержанта. До 1824 года
Алипанов находился при заводе в занятиях то плотника, то столяра, а в
1824 году отправлен был на барках с заводскими изделиями в Петербург.
«С детства имел он наклонность к чтению книг, но за
неимением светских читал одни духовные; в Петербурге предстал ему случай
ознакомиться с сочинениями разных авторов. Многие заучил он наизусть,
потому что гармония стиха и рифмы полюбилась ему. Имея чувствительную
душу и характер восприимчивый, он сам принялся слагать такие же звучные
строфы с рифмами и, наконец, заведя знакомство с некоторыми
литераторами, представил им на рассмотрение первый свой опыт. Получив
одобрение, Алипанов вскоре после того напечатал несколько пиес в
«Отечественных записках» и детских журналах, а впоследствии издал их
отдельной книжкой, под названием «Стихотворения крестьянина Егора
Алипанова».
Дельвиг отозвался о ней в «Литературной газете» (1831)
так: «Мы видим уже нескольких поселян-стихотворцев; в некоторых из них
заметно дарование, хотя, к сожалению, по большей части худо
направленное. Таков и новый стихотворец Егор Алипанов».
Дельвиг считал: раз автор — крестьянин, то должен
«выражать свои чувства или описывать незатейливый быт своего состояния,
словом, писать о том, что ему знакомо. Тогда стихотворения его нравились
бы и образованным читателям, как отголоски чувств и понятий
простосердечного сына народа».
Словом — знай сверчок свой шесток! Барон Дельвиг
признавал за поэтом из простого народа право лишь на «простые чувства» и
буколические стихи, воспевающие прелести сельской жизни...
Однако неблагоприятен был отзыв и демократического
критика — Белинского, который назвал Алипанова поэтом-самоучкой (что
правда —то правда), «доморощенным Бернсом», его стихи — посредственными.
Их автор, по словам Белинского, «славный русский мужичок, рассудивший,
что авторство ему сподручнее хлебопашества, а перо легче сохи и бороны,
вот он и нижет рифмы» (хотя как раз с сохой и бороной Алипанов, несмотря
на то что был крепостным, никогда дела не имел).
Впрочем, и о Шевченко Белинский отзывался пренебрежительно, но был не прав...
Во второй книжке «доморощенного Бернса» вновь
подчеркивалось социальное положение ее автора: «Басни крестьянина Егора
Алипанова». Она была издана в 1831 году Академией наук, которая
наградила автора серебряной медалью «за похвальные в российской
словесности упражнения». Влиятельные покровители содействовали и выкупу
поэта на волю.
Приписавшись к мещанскому сословию, Алипанов, видя, что
одним сочинительством не прожить, стал искать себе подходящую работу. К
тому же он женился на дочери другого поэта из крестьян, Слепушкина, и
ему пришлось заботиться о многочисленной семье. Попробовал было завести
типографию и, между прочим, напечатал в ней первую книжку молодого
Некрасова — «Мечты и звуки» (1840), но прогорел и, как пишет его
биограф, «по прошествии пяти лет остался без всякого состояния и
капитала».
В 1842 году вышла его «Сказка о мельнике-колдуне»,
которая, хотя Белинский назвал ее «книжкой для лакеев» и причислил к
лубочной литературе, переиздавалась в течение 50 лет раз двадцать.
Алипанов сочинил также водевиль «Ханский чай», который был поставлен в
Александрийском театре. Он поднес свои книжки царю, за что получил в
награду золотые часы.
На этом, однако, его успехи кончились. Поэт был вынужден
поступить на службу: сначала управляющим дачами графа Мордвинова, затем
десятником на строившуюся Николаевскую железную дорогу и, наконец,
приказчиком на стекольный завод своего бывшего барина Мальцева.
«Заботы о семье и непостоянство счастья резко изменили
его характер,— пишет автор статьи.— На лице приметна глубокая
задумчивость, а в разговоре — безнадежность».
Все же Алипанов находил время писать, последняя его
книжка называлась «Досуги для детей». В 1856 году «Новгородские
губернские ведомости» поместили его длинную (215 строк) басню «Пахарь», в
сопровождении цитированной выше статьи об авторе, где говорилось:
«Надеемся, что благосклонными читателями будет с
удовольствием принято произведение поэта-самоучки, не получившего
должного образования, но пользовавшегося некогда известностью при одном
природном даровании».
Умер Алипанов в 1860 году, в возрасте шестидесяти лет.
Буржуазное литературоведение не могло оценить его
творчество по достоинству и, пользуясь тем, что некоторые его
стихотворения были далеки от совершенства, подчеркивало их слабые
стороны. Так, С. Венгеров в «Критико-библиографическом словаре русских
писателей» позволил себе назвать их «литературным сором», а талант
Алипанова — «мнимым», считая, что его временный успех был искусственно
создан покровителями поэта, сторонниками ложного классицизма.
Революция научила нас читать старое по-новому. Заметили,
что Алипанов впервые ввел в русскую поэзию тему фабрично-заводского
труда. Вот как он описывает железоделательный завод:
Таков завод Людинов горный.
Там дым густой свет дневный тмит,
Там пламенем дышит горн огромный
И млатов стук как гром гремит.
Река огня в отверстье льется,
Мехов гул томный раздается,
И озеро огня стоит;
Народ всегда в труде кипит.
А вот описание коллективной работы в стихотворении «Труды заводских мастеров»:
К горну собравшись все толпою,
В защитках кожаных стоят.
Уже большою кочергою
Там крицу к молоту катят.
Огромный молот поднимался
И крицу плющил и долбил...
В «Послании к Слепушкину» дана картина стекольного
завода. Описал Алипанов и сплав леса, впервые показав бурлаков. Не
обошел он и крестьянский труд: «Я видел: земледел вздыхает над сохою...»
Явственно звучат в его творчестве социальные ноты, особенно в баснях:
—Трудно доброе сказать
О тех, кто силится бессильных притеснять!
В сатирических отрывках у него говорится и о приказных, берущих взятки, и о купцах, обирающих народ.
В какой-то мере Егор Алипанов был предтечею наших рабоче-крестьянских поэтов, появившихся столетием позже. |