Платон Петрович Бекетов (1761—1836) принадлежит к числу
людей, сделавших немалый вклад в русскую культуру. Он был родом из
старинной и богатой семьи восточного происхождения (фамилия — от титула
«бек» — князь). После непродолжительной военной и гражданской службы П.
П. Бекетов вышел в отставку и поселился в Москве, на Кузнецком мосту, в
купленном у графа Воронцова роскошном доме. В одном из флигелей, на углу
Рождественки, Бекетов открыл в 1801 году типографию, считавшуюся лучшей
в Москве, а в другом флигеле— книжную лавку, которая, как пишет
историограф М. Макаров, «сделалась сборным пунктом всех московских
писателей и всей знати того времени».
Бекетов был также редактором и издателем журнала «Друг
просвещения». Он продолжал дело Н. И". Новикова и выпустил свыше ста
книг русских и зарубежных авторов. Им дважды были изданы полные собрания
сочинений в пяти томах Н. Ф. Богдановича и А. Н. Радищева, произведения
И. И. Дмитриева, С. Н. Глинки, М. М. Хераскова, Н. И. Гнедича, Н. М.
Карамзина, а также перевод «Дон Кихота», сделанный В. А. Жуковским с
французского.
Книги из типографии Бекетова отличались большим
изяществом: четкий, красивый шрифт, тщательный набор, гравированные
фронтисписы, виньетки и различные типографские украшения. Но в 1812 году
при пожаре Москвы типография сгорела, восстановить ее не удалось, и
издательская деятельность Бекетова пошла на убыль.
Отказавшись от шумной светской жизни, он увлекся
собиранием старинных рукописей, был избран председателем «Московского
общества истории и древностей российских», члены которого высоко ценили
знания Бекетова, отмечая, что «его обширные сведения в российской
истории и древностях и посвящение целой его жизни исследованию оных всем
известны».
В 1801 году Бекетов выпустил «Пантеон российских
авторов», — альбом из 20 больших гравированных портретов, с текстом
Карамзина. Он намеревался также издать «Собрание портретов россиян,
знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености,
сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались
известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний». Для этого
многотомного альбома Бекетов собрал огромную коллекцию — более 300
портретов. Однако удалось выпустить лишь первую часть задуманного
издания — 50 портретов; остальные медные гравированные доски после
смерти Бекетова затерялись. |