Календари наряду с лубочными картинками долгое время
были в России единственным видом печатной продукции, доступным широким
народным массам, особенно в XVIII веке, когда грамотных было еще мало, а
книги были главным образом духовного содержания.
Первый календарь, напечатанный гражданской азбукой,
появился у нас в связи с проведенной Петром I в 1700 году реформой
летосчисления. Отсчет стали вести не с «сотворения мира» (считалось, что
с него прошло 7208 лет), а с «рождества Христова», как во всей Европе.
Этот календарь имел форму таблиц с текстом на полях и
был составлен Василием Киприановым, «под смотрением», т. е. под
редакцией, Якова Вилимовича Брюса, сподвижника Петра и его неразлучного
спутника в походах. Один из образованнейших людей того времени, Брюс
занимался математикой, астрономией, физикой, заведовал Московской
гражданской типографией, надзирал за типографским делом во всей России.
Календарь большого формата состоял из шести настенных
таблиц, а малого формата был выпущен в виде альбома из 48 таблиц,
довольно сложных, не набранных, а гравированных с медных досок. Одна из
таблиц заканчивалась поставленными в уголке «выходными данными»:
«Тиснению предано попечением его царского величества по гражданской
типографии в Москве, 1710 года», затем следовало четверостишие,
набранное в строку: «Читателю мой прелюбезный, пойми, что труд сей —
небезмездный, и тако о том разумевай, и в том творца своего признавай».
В таком виде, под названием «Книга, именуемая «Брюсов
календарь», он переиздавался в течение всего XVIII столетия много раз —
ведь он был составлен не на один год, а на целых 230 лет, с 1710 по 1940
год.
Брюсов календарь пользовался большим спросом, особенно у
простого народа, для которого он служил справочником и руководством в
повседневной жизни: в нем сообщались различные сведения по астрономии,
географии, предсказания погоды, а также астрологические, взятые из
иностранных календарей того времени.
В соответствии с принятым тогда учением о влиянии планет
и знаков Зодиака на людские судьбы, в таблицах «Наименование действ по
течению Луны» указывалось, когда следует, в зависимости от фазы луны и
расположения планет, «власы стричь и лечиться», «покупати и продавати
всякие товары», «сеяти и садити за богатою лихвой и ползой», когда
«баталию творити»... Многие из этих «действ» были изображены на
гравюрах, окаймлявших таблицы. Буквой «з» (зло), в противоположность
букве «д», (добро) указывались периоды, когда те или иные «действа»
совершать не рекомендовалось.
В таблицах «Означение планет на всякий месяц, под
которыми младенцы родятся» давались подробные характеристики как
внешнего вида, так и духовных свойств рождающихся и предсказывалась их
судьба. Так, «отроча, рождшися между 13 днем декемврия и 11 иануария,
есть природы Козерога, из меланхолии наклрнения Сатурна; будет больше
убог, нежели богат, уязвлен будет собакою или иным зверем, боязлив будет
яко козел и гневлив, много ест и пиет...»
Не будем осуждать наших предков за легковерие: ведь и в
наше время астрология на Западе, даже в культурных слоях общества, в
большом ходу.
В календаре имелись астрономические данные: о часах
восхода и захода солнца, о фазах луны, названия главных звезд, их
положение на небосводе (долгота и широта), предсказания погоды —
опять-таки по планетам.
В изданиях екатерининской поры есть и таблицы расстояний
от Москвы больших русских городов, от Петербурга— иноземных, например:
«Толеда в Гишпании — 4000 верст, Стенгольма свецкая — 2000 верст»
(видно, что точностью эти сведения не отличались).
Есть таблицы с указанием количества соборов, церквей и
монастырей по губерниям, месторасположения крупных русских городов
(долгота, широта), карты Московской и С.-Петербургской губерний.
В XIX веке Брюсов календарь издавался уже в виде
обыкновенной книги. Таков появившийся в 1800 году «Любопытный
загадчивый, угадчивый и предсказывающий новейший астрономический Брюсов
календарь, сочиненный на 200 лет». В нем уже нет ни таблиц, ни гравюр,
ни указаний, когда что надлежит делать, зато появились долгосрочные
исторические прогнозы. В них, между прочим, говорится, что в 1979 году
будет «кровопролитная война между просвещенными народами», а в 1980 г.—
«мир между великими державами, великие торги на море и на сухом пути;
весна тихая и приятная, летом — жары и засуха, осень умеренная,
благосклонная плодам земли; зимой будет много хлеба и вино будет дешево;
воцарится великий государь и процветут художества и торги во всех
державах».
Видное место и в этом календаре занимают гороскопы, а
также помещены «Арабский кабалистик, прорицающий будущее» и
«Предсказания Мартына Задеки» (того самого, по которому толковала свои
сны пушкинская Татьяна).
«Загадчивым и угадчивым» этот календарь называется
потому, что добрую половину его занимает сборник загадок-вопросов
«Отгадай не скажу». Многие из них имеют познавательное значение: отгадки
дают сведения по естествознанию, географии, истории, например:
«Какая самая большая в свете птица, и какая самая малая?
Ответ: Струс и колибри, ибо сия немного побольше жука».
«Какой человек зделал величайшее изобретение?
Ответ: Христофор Колумб, который открыл четвертую часть света».
«Брюсов календарь» переиздавался вплоть до начала нашего
века, принимая все более современный вид и идя в ногу с временем. Так, в
издании 1882 года он сопровождается краткой биографией Брюса;
предсказания «Как узнавать урожай и неурожай хлеба и растений» основаны
уже не на астрологии, а на народных приметах («Гуси моющиеся предвещают
дождь», «Когда кошка прячется на печку — быть морозу»). Дана статья
«Каким образом Брюс мог предузнавать, когда будет ведро и ненастье», где
рассеян окутывавший автора календаря ореол волшебника, мага, чуть не
колдуна. Но и здесь немало места уделено астрологии (глава «Свойства
двенадцати небесных знаков и кто в каком роде жизни будет иметь
счастье»). Впрочем, таким псевдонаучным предсказаниям кое-кто верит и в
наши дни... |